Расформирование Южного федерального округа, прогнозируемое в СМИ, может произойти как раз накануне того, как роль полпредств, в последние годы в целом довольно скромная, начнет неизбежно повышаться. Ведь впереди губернаторские выборы, и, как бы они ни были "зафильтрованы", обязанностей и неофициальных полномочий в связи с ними у полпредств прибавится. А на Кавказе возможное решение об изменении границ округов вызовет большой резонанс еще и потому, что создание СКФО в начале 2010 года было проведено с максимальным публичным эффектом, стало демонстрацией внимания федеральной власти к специфическим проблемам Кавказа, желания задействовать экономические рычаги для их решения.

Решение ликвидировать ЮФО, передав Волгоградскую и Астраханскую области, а также Калмыкию в Приволжский ФО, и воссоединив Краснодарский край, Адыгею и Ростовскую область со Ставропольем и республиками Северного Кавказа, будет иметь и явные плюсы, и явные минусы, вне зависимости от того, какое название дадут новому округу и кто его возглавит.

Плюс первый. С упразднением Северо-Кавказского округа в его нынешних границах уйдет в прошлое "символическая" дезинтеграция, о которой много говорили сразу после создания этого округа. В частных беседах с жителями Ставрополья и республик СКФО в 2010 году, в репликах на местных интернет-форумах часто можно было услышать один мотив: СКФО якобы создали в целях безопасности будущей Олимпиады, "отсоединив" проблемные регионы от Сочи. На практике, заметим, "отсоединение" увидеть трудно. Например, на олимпийских стройках работает много жителей Дагестана и Кабардино-Балкарии. И все же образ СКФО как некой территории "особого режима" в сознании местного населения довольно живуч - вспомним хотя бы периодически возникающее в Ставропольском крае движение за выход этого региона из округа. С не меньшей периодичностью звучат протесты черкесских активистов по поводу того, что регионы с "титульным" черкесским населением - Адыгея, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария - оказались по разные границы округов. Все эти мотивы с ликвидацией СКФО в нынешних границах уйдут в прошлое.

Плюс второй. Включение республик Северного Кавказа в более крупный округ разрушит хотя бы одну площадку для конкуренции между северокавказскими республиками - конкуренции, заметим, не всегда здоровой. Многие межрегиональные структуры, состоящие из "национальных" субъектов СКФО, демонстрируют в последнее время однотипные тенденции: желание Чечни повысить свою роль, желание Дагестана оставаться "самим по себе" и слабость остальных республик на фоне своих восточных соседей. Примером могут служить события, предшествовавшие недавнему переизбранию муфтия Карачаево-Черкесии Исмаила-хаджи Бердиева на пост председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа. Муфтий Чечни, рассматривавшийся как первый претендент на пост председателя, после неформальной встречи глав Духовных управлений в марте во Владикавказе неожиданно раскритиковал Координационный центр, а затем заявил о выходе из него своего Духовного управления. Муфтий Дагестана, региона с весьма развитыми исламскими традициями, на роль лидера общекавказской мусульманской структуры претендовать не стал. Из всей этой истории Координционный центр наверняка выйдет ослабленным как политически, так и материально. Разный потенциал северокавказских регионов, их разные взгляды на свою роль - это объективная реальность. Однако каждая очередная демонстрация такой реальности не ведет к укреплению мира и, в конечном итоге, целостности страны. В случае укрупнения округа борьба региональных амбиций будет менее заметна - хотя бы на окружной "арене". Малый по числу регионов, СКФО задавал такой "обзор", при котором различия кавказских регионов - в человеческих и финансовых ресурсах, в значимости на федеральном уровне, в традициях - максимально бросались в глаза. Если округ пополнят крупные регионы, эти различия между республиками будут хотя бы отчасти ретушированы.

Плюс третий. "Расширенный СКФО" даст некоторую надежду на решение миграционных проблем. Один из кандидатов на включение в новый округ - Ростовская область, регион, куда в больших количествах мигрируют северокавказцы, прежде всего дагестанцы. Если два эти субъекта окажутся в сфере действия одного полпредского аппарата, можно хотя бы теоретически надеяться, что миграционные проблемы будут решаться чуть более эффективно. Впрочем, этот плюс - совсем слабый. В конце концов, Ставропольский край, в сельскохозяйственных восточных районах которого имеется значительная трудовая дагестанская диаспора, и так находится с Дагестаном в одном округе, однако проблемы, возникающие во взаимоотношениях мигрантов и местного населения, это решить не очень помогло. Кроме того, за пределами расширенного округа, как прогнозируется, будут оставлены Калмыкия и Астраханская область, где дагестанские общины тоже очень крупные.

Что касается минусов предполагаемого нового деления на округа, то один из них касается судьбы Ростовской области. Этот регион привык быть местом расположения различных госструктур, ответственных за Северный Кавказ, но исторически и экономически примыкает к нему меньше, чем, например, Кубань. Очередное "присоединение" Ростовской области к Северному Кавказу не будет свободно от определенной искусственности.

Минус второй касается судьбы городского конгломерата Пятигорска и Минеральных Вод. Размещение там полпредства рассматривалось многими экспертами как признание значимости этой части Кавказа, едва ли не самой динамичной в экономическом отношении. Удаление оттуда полпредства символизирует переход обратно в провинциальный статус. Впрочем, переход этот будет именно что символическим, цены на землю от переноса полпредства не пострадают.

Минус третий - гораздо масштабнее. СКФО был сформирован под конкретную идею - создание на Северном Кавказе островков экономического роста, способных "вытянуть" за собой эту часть России. "Стратегия Хлопонина" касалась всей территории, вверенной этому полпреду. Если округ укрупнят, будет ли это означать, что данная Стратегия более неактуальна и должна смениться чем-то другим? Такой вопрос на Кавказе наверняка прозвучит, несмотря на то, что в последнее время внимание к Хлопонину в северокавказских регионах заметно шло на убыль. Вероятно, прозвучит там и другой вопрос. Он будет связан с тем, что за время существования на Кавказе небольшого по территории округа федеральная власть, занимаясь курортными мегапроектами, не очень снисходила до проблем той экономики северокавказских республик, которая уже существует. Например, Дагестану не помогли избавиться от проклятия в виде миллиона гектар "земель отгонного животноводства", крайне запутанный юридический статус которых не позволяет всерьез развивать там сельское хозяйство. Относительно того же курортного бизнеса так и не было разъяснено, как быть хозяевам частных гостиниц Домбая и Приэльбрусья после того, как в соседних ущельях им выстроят крупных конкурентов с государственной финансовой поддержкой. "Разглядят" ли эти проблемы из Ростова-на-Дону, если их не разглядели из Ессентуков? Этот вопрос наверняка будет звучать риторически.