Пока в Москве решают, появится ли до 6 мая в Ленинградской области новый губернатор или сохранит свой пост работающий с 1998 года глава Валерий Сердюков (срок его нынешних полномочий истекает 9 июля), жители региона спорят, нужна ли области столица.

Ленинградская область, также как и Московская, является полноценным регионом РФ и даже многолетним донором, но не имеет своей столицы, потому правительство области и все исполнительные органы власти находятся в соседнем субъекте федерации - в Санкт-Петербурге.

В последние годы почти официально обсуждались 9 возможных мест обустройства столицы - от строительства нового отдельного административного города Кудрово (недалеко от Петербурга во Всеволожском районе Ленобласти) до посёлка Новоселье (Ломоносовский район), расположенного у съезда с кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга. Активно обсуждалась идея строительства новых административно-офисных зданий на стыке города Гатчина (8 км от Петербурга) и деревни Большие Колпаны. Там сейчас проходит дорога, которая в ближайшее время может превратиться во вторую кольцевую.

В 2012 году именно Гатчина стала чаще всего называться как будущая столица Ленобласти. Идею публично возродил спикер Законодательного собрания Александр Худилайнен (недавний глава Гатчинского района), не опроверг губернатор Валерий Сердюков.

Корреспондент ИА REGNUM поговорил с жителями городка.

Справка.

Гатчина находится в юго-западной части Ленинградской области, в 8 км к югу от границы Санкт-Петербурга и в 41 км от его исторического центра. В XIX веке здесь находилась резиденция императора Павла I, затем Александр III жил в Гатчине на протяжении 13 лет. Жемчужиной Гатчины является восстановленный императорский дворец.

В Гатчину ведут несколько крупных автомобильных дорог (в том числе - федеральная), через неё проходят три железнодорожные магистрали.

Константин Иванов, краевед, публицист, заместитель председателя Гатчинского районного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), сопредседатель Гатчинского исторического клуба "Рыцари Приората":

"К превращению Гатчины в столицу Ленообласти отношусь, скорее, отрицательно, учитывая прочие неловкие попытки со стороны высшего руководства региона навязать нашему городу какие-нибудь решения. Весомый аргумент, заставляющий задуматься над будущим города, - стремление руководства региона построить областной театр на территории Приоратского парка - в историческом центре, где вообще не должно быть застроек! Даже если отбросить в сторону историю, археологию и культуру, само место выбрано крайне неудачно. Оно потребует огромных капиталовложений, и в сумму заявленную правительством области, явно не уложится. Ни одного разумного довода от авторов проекта в защиту возведения театра именно на берегу Чёрного озера я не слышал.

Необдуманной мне кажется и идея использовать под администрацию здание Дворцовых конюшен площадью 12 тыс. кв. метров, где в 1830-х годах размещались полковые казармы Лейб-гвардии Кирасирского полка, и куда чуть более полувека назад вселился Центральный военно-морской архив. Архив собираются перевести вроде бы в другой здание....

Апартаменты Гатчинского дворца не стоит рассматривать под администрацию региона хотя бы потому, что современные управленческие структуры требуют и современных апартаментов, а значит соответствующей основательной перестройки внутренних интерьеров исторических зданий".

Пожелавшие остаться неизвестными, сотрудники государственного музея-заповедника "Гатчина":

"Наш музей-заповедник входит в число памятников,несколько лет назад переданных из федерального ведения в региональное - Санкт-Петербургу (наряду с Ораниенбаумом). Причем возник казус: город Гатчина, где музей находится, входит в состав Ленинградской области, а музей финансируется из казны другого, пусть даже соседнего, субъекта федерации.

Если предположить, что во дворце поселятся областные чиновники или хотя бы их часть - для выполнения представительских функций, проведения торжественных приемов и т.д., - ситуация запутается еще больше! К тому же представительский статус с наличием охраны и официоза отпугнёт народ и сильно усложнит музейную жизнь, которую придётся соотносить с мероприятиями областной власти.

А самое главное - как и смена статуса музея "Гатчина" (передача из федерального в подчинение Санкт-Петербургу), так и предполагаемое присвоение Гатчине столичного статуса, сопровождаемое большим переселением сюда областных чиновников, едва ли ускорит решение местных проблем". Ольга Акимова, жительница Гатчины, член инициативной группы "За честные выборы":

"Любое решение, которое затрагивает интересы областных жителей, не может решаться без референдума. Хотя более целесообразным считаю объединение с Санкт-Петербургом, чтобы был один центр, один губернатор и одна администрация - по крайней мере, на содержание единого административного аппарата денег, надеюсь, уйдёт меньше".

Виктор и Валентина Князьковы, несколько десятилетий прожившие в Гатчине:

"Гатчину разумно превратить в столицу Ленобласти. Нашему городу и живущим в нём людям от этого хуже не будет".

Александр Митенев, член инициативной группы противников строительства в историческом центре города здания областного театра, участник акций "Скажи нет 21-метровому монстру из бетона и стекла":

"Я бы, пожалуй, не возражал против изменения статуса Гатчины при уважительном к нашему городу отношении. Но, в любом случае, думаю, неизбежно все-таки присоединение Гатчины к Санкт-Петербургу - рано или поздно этот вопрос будет решен, и решение будет спущено сверху".

Галина Паламарчук, депутат совета депутатов Гатчины, главный редактор газеты "Гатчина-ИНФО" и телекомпании "Ореол-ТВ":

"О чем мечтают гатчинцы, думая о том городе, в котором живут? Осмелюсь предположить, что им представляется маленький, уютный, благоустроенный, чистый городок, при этом тихий, не имеющий серьезной промышленности, негативно влияющей на экологию, с современными магазинами, кафе и ресторанами, бассейнами, спорткомплексами, музеями, библиотеками, парками, скверами. И, конечно, в этом городе живут люди с высоким достатком. Я тоже, как житель Гатчины, об этом мечтаю. Я закончила здесь школу, записи в моей трудовой книжке связаны только с Гатчиной, здесь живет моя семья, родители, мой 14-летний сын, чемпион Северо-Запада по настольному теннису, представляет на соревнованиях Гатчину, и я этим горжусь.

И часто думают, когда и как возможно достичь того, о чем мы мечтаем. Давайте рассуждать.

В Гатчине 93 тысячи жителей. Это самый крупный город в Ленинградской области. В результате реформы местного самоуправления и решения областного Законодательного собрания с 1 января 2006 года Гатчина вошла в состав Гатчинского муниципального района и стала одним из его 17-ти поселений, то есть муниципальным образованием первого уровня. Бюджет города составляет примерно 500 млн рублей (налоги, которые собирает город на своей территории, в несколько раз больше - такова ситуация по всей России в малых городах). Бюджет складывается из налогов на землю и муниципальное имущество и аренды земли и имущества, и еще 10 процентов от подоходного налога. Этого катастрофически не хватает! В этом году на ремонт дворов будет выделено 14 млн рублей, на ремонт улиц - 25 млн (это - капитальный ремонт двух улиц, как Вы понимаете, улиц в городе гораздо больше, и требующих ремонта тоже). Если до 30 апреля город успеет подготовить документы, то из областного бюджета получит еще на дворы (21,3 млн рублей) и дороги (16,6 млн рублей). В прошлом году примерно столько же было выделено из федерального бюджета, за счет чего впервые в истории города удалось отремонтировать 21 двор одномоментно.

Еще один важный момент - зачисление подоходного налога по месту жительства, как делается во всех странах, а не по месту работы, как производится сейчас в России. Гатчина от такого решения, конечно, выиграет. По данным, которые приводит администрация Гатчинского района, примерно 40 тысяч жителей района работают в Санкт-Петербурге (в Гатчинском районе - 232 тысячи жителей). Даже если предположить, что лишь половина из 40 тысяч - жители Гатчины, все равно бонус к городскому бюджету может быть значительным. А если еще увеличат процент поступлений от НДФЛ в местный бюджет с 10-ти хотя бы до 30-ти, то средств может быть еще больше. Они-то как раз и нужны для развития городской инфраструктуры - для реализации тех планов, которые записаны в Генеральном плане города аж до 2030 года (надо заметить, там нет ничего грандиозного, лишь самое необходимое для жизни людей) и на которые городу нужен бюджет развития, которого нет, а не существующий бюджет выживания.

Конечно, в городе есть своя промышленность, в которой трудится немало жителей. Когда-то закрытый город, основу экономики которого составляла оборонная промышленность, Гатчина в 21-м веке остается крупным промышленным центром. Лучший в Европе молочный завод "Галактика" стал одним из крупнейших игроков в своей отрасли на Северо-Западе. Портфель заказов 218-го авиаремонтного завода полон на три года вперед. Проходит модернизация на "Буревестнике" (когда-то промышленном гиганте города) и на других предприятиях. Что от этого выигрывает город? Налог на землю и крупицу подоходного налога.

Как еще может зарабатывать город? Недавно торгово-промышленная палата Ленинградской области и комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области передали губернатору В.П.Сердюкову поправки в Бюджетный кодекс РФ. Они закрепляют распределение на паритетных условиях (50% на 50%) налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса между муниципальными районами и поселениями. Если бы это удалось реализовать, доходная часть бюджетов муниципальных городом и сел может увеличиться более чем на 890 млн рублей в год.

Дополнительные средства в бюджет Гатчина может получать и получает за счет адресных программ областного и федерального бюджетов, а также международных грантов. В Гатчине, в одном из первых городов Ленинградской области, был построен физкультурно-оздоровительный комплекс стоимостью около 100 млн рублей (областное финансирование), в Гатчине будет строиться 50-метровый бассейн (уже идет проектирование, тоже деньги области), уже прошел экспертизу проект 5-тысячного футбольного поля с тремя полями, которое будет строиться тоже в Гатчине (проект предполагает 780 млн рублей на строительство, и источники финансирования еще не найдены). Гатчинский стадион "Балтийский" в качестве тренировочной базы предварительно включен в заявку для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года (предполагается, что на реконструкцию стадиона будут выделены 109 млн рублей за счет федеральных средств, предусмотренных на подготовку инфраструктуры к ЧМ-2018). Наконец, в Гатчине собираются построить областной театр стоимостью 1,5-2 млрд рублей (источники финансирования тоже еще не определены). История с театром уже наделала много шума из-за предполагаемого места строительства, на мой взгляд, требующего дополнительного обсуждения с общественностью, но сам факт строительства театра именно в Гатчине приветствовали многие.

Гатчина очень успешно работает с бюджетами всех уровней и с международными грантами в сфере коммунального хозяйства. Примеров тому немало: строительство городского коллектора (был применен способ микротоннелирования - это уникальный случай для малых городов) взамен устаревшего коллектора царских времен (общая стоимость работ - около 600 млн рублей), реконструкция главной канализационной насосной станции и продолжающаяся сейчас реконструкция городских очистных сооружений - не всякий город в России может похвастаться выполнением таких глобальных и жизненно важных работ.

И все равно по уровню бюджетной обеспеченности на душу населения Гатчина, как и весь Гатчинский район, занимает предпоследнее место в области: по распределению средств адресных программ региона видно, что Гатчина не ходит в любимчиках области.

Все, что написано выше об изменении межбюджетных отношений, естественно, касается всех муниципальных образований. Теперь - об уникальных особенностях Гатчины.

В последнее время вдруг стала вновь обсуждаться тема наукограда в отношении двух городов Ленинградской области - Соснового Бора и Гатчины. Статус наукограда - это другое бюджетное финансирование. Оба города по формальным признакам не соответствуют этому статусу. В частности, Гатчина не является городским округом (то есть муниципальным образованием второго уровня). Кроме того, есть еще два важных условия для получения статуса наукограда: численность рабочих в научно-производственном комплексе должна составлять не менее 15% от общего трудового потенциала города, а доля научно-технической продукции не должна быть меньше 50% в общем объеме промышленного производства всех хозяйствующих субъектов муниципального образования. Формально в Гатчине этого нет, но по факту город был и остается научным и инновационным центром. Здесь работают филиалы "Электроприбора" и "Прометея", здесь расположен Петербургский институт ядерной физики, в развитие которого за последние годы вложено более 6 млрд рублей из федерального бюджета. В ПИЯФ трудится 2 тысячи человек, в том числе 75 докторов наук и 300 кандидатов наук. В 2011 году в ПИЯФ был осуществлен физический пуск высокопоточного нейтронного реактора ПИК, аналогов которому по некоторым показателям нет в мире. На базе ПИЯФ, как заявил Михаил Ковальчук, директор Национального исследовательского центра "Курчатовский институт", в состав которого вошел ПИЯФ, будет развиваться Международный центр нейтронных исследований. Кроме того, технопарк возле ПИЯФ станет базой для Северо-Западного нанотехнологического центра, создаваемого в Ленинградской области, он будет специализироваться на проектах в области нейтронных технологий, наноэлектроники и наноматериалов. Что от этого выиграет Гатчина? Престиж и упрочение репутации развитого современного города, новые рабочие места и увеличение налоговых поступлений в бюджет, особенно при условии вышеописанных возможных изменений в межбюджетных отношениях. Это абсолютно четко подтверждает стратегию развития Гатчины как научно-промышленного центра, где приоритет отдан (в силу уже занятых двух главных промышленных площадок города) современным высокоинтеллектуальным научным производствам, занимающим небольшие территории и "чистым" с точки зрения экологии.

Еще один приоритет в развитии Гатчины - туризм. Как известно, Гатчинский музей-заповедник принадлежит Санкт-Петербургу, в последние годы "северная столица" вкладывает значительные средства в его развитие (например, за последние три года в парке отреставрированы павильон Венеры, шлюзы и мосты, во дворце на 80 процентов проведена замена кровли, открылось после реставрации восемь новых залов). Хотя стоит напомнить, что Гатчинский дворец как музей был открыт последним из пригородов Санкт-Петербурга (это произошло в 1985-м году!), и долгое время на его содержание и реставрацию выделялось очень мало средств, из-за чего большая часть его залов до сих пор не открыта. Задача Гатчины - развитие туристической инфраструктуры, связанной как с музеем-заповедником, так и с самим городом и его уникальными памятниками. Но для этого нужен все тот же бюджет развития, которого нет.

Вот в таком контексте в встает вопрос, нужен ли Гатчине статус столицы Ленинградской области? Развивающейся области, региону-донору нужна яркая, красивая, известная миру столица, и Гатчина для этой роли, конечно, подходит. Это бывшая царская резиденция, имперский город, которому с точки зрения своих исторических заслуг никому ничего доказывать не нужно. Это мог бы быть блестящий союз и равноправный брак амбициозного региона и изысканного города. Наверное, поэтому Ленинградская область отмечала свой юбилейный 80-летний день рождения именно в Гатчине в 2007 году?!

Кроме того, Гатчина является центром региона, в том числе и транспортным, так что с точки зрения Ленинградской области плюсы в выборе Гатчины в качестве столицы понятны.

Каковы эти плюсы для Гатчины? Конечно, столичность - мощный дополнительный стимул для развития города, потому что столица региона - это прежде всего финансовый центр. Очевидно, что в таком случае и на благоустройство денег могут добавить, и на софинансирование крупных городских проектов тоже (Гатчине нужно строить новые дороги с развязками и ливневые очистные сооружения, развивать Приоратский парк как городской парк культуры и отдыха, реставрировать памятники и т.д.). Понадобятся новые гостиницы (в генеральном плане города до 2030 года их только три плюс мини-отели), кафе, другие малые предприятия из сферы обслуживания. Словом, будут открываться новые рабочие места.

Осталось решить "маленький" вопрос - где расположить комплекс зданий для правительства, и не встанет ли город в одной большой "пробке" из-за мигалок и прочих служебных автомашин? Именно этого и боятся жители Гатчины, обсуждая идею Гатчины как столицы в социальных Интернет-сетях. Я думаю, что предлагаемый вариант размещения правительства в историческом центре вряд ли реализуем. Дворец должен остаться музеем. Даже на тех площадях, которые он сейчас еще не задействует. Здание военно-морского архива, которое находится в федеральной собственности и обветшало до неприличия, для правительства мало. Нужно искать вариант "Новой Гатчины" (по аналогии с "Новой Москвой"): например, прирезать Гатчине немного земель одного из соседних поселений Гатчинского района (Ленинградская область могла бы договориться об этом с таким поселением, в конце концов, Москва с Московской областью договорились, а мы не сможем?), и там, на окраине, строить правительственные офисы. Конечно, если учесть, что генеральные планы муниципальных образований, практически, уже приняты, реализовать этот проект в таком виде будет сложно, но все зависит, и в России особенно, от политической воли. Между прочим, если о реконструкции Калужского шоссе, ведущего к "Новой Москве", еще только говорится, то реконструкция Киевского шоссе уже ведется.

Подготовила Евгения Дылева