Тема Геноцида армян в Османской Империи 1915 года в 2009-2012 годах приобрела особую политическую актуальность. В текущем году она стала причиной громкого дипломатического скандала между Турцией и Францией. Ежегодно традиционные дебаты по этой проблеме проходят в обеих палатах американского конгресса. Президент США 24 апреля обращается к армянской общине. В этом году так же поступит французский президент Николя Саркози, неожиданно отличившийся особой поддержкой позиции армян и Армении в этом вопросе.

Новому звучанию армянской проблематики способствовали несколько факторов. Во-первых, это сам факт наличия независимой Армянской Республики, обязанной проводить некий внешнеполитический курс в этом вопросе. Второе - это текущая активная конкуренция за влияние в Закавказье, в которой проблема Геноцида сводит практически на нулевой уровень армяно-турецкие контакты, а значит и резко уменьшает уровень проникновения Турции в Закавказье. Кроме того, это активное вовлечение Турции в процесс нового передела Ближнего Востока, когда армянская (христианская) и курдская темы активно используются против Анкары в случае необходимости. Далее: это последствия попытки добиться разблокирования армяно-турецкой границы, предпринятой в 2009 году международными посредниками. Сам по себе факт подписания Цюрихских протоколов, так и не ратифицированных парламентами Турции и Армении, способствовал "информационной реабилитации" темы Геноцида армян. Однако главный двигатель "армянского вопроса" это, конечно же, многочисленная армянская диаспора во многих странах мира - прямое следствие массового изгнания армян с мест компактного проживания.

Турция пытается бороться с политическим и информационным нажимом, трактуя события по-своему. В этом ей активно помогает Азербайджан, тщательно связывающий свои проблемы с Арменией с армяно-турецкой политической повесткой. В целом, активная пропагандистская кампания вокруг "армянского вопроса" продолжается, обещая достигнуть апогея к апрелю 2015 года - к 100-летию трагических событий.

Как будут обстоять дела к тому времени?

Проблема Геноцида армян не потеряет своей актуальности, пока армяне будут чувствовать угрозу с турецкой стороны. Армению и Турцию невозможно сравнивать по мощи и потенциалу. Защита от Турции для Армении возможна только в случае привлечения гаранта безопасности, коей исторически является Россия. Более того, членство Турции в НАТО делает армяно-турецкую границу зоной стратегического соприкосновения российского поля влияния с зоной контроля НАТО.

В этом контексте стоит внимательнее присмотреться к политике Турции, осуществляемой в отношении соседней Сирии. Фактически, инспирировав гражданскую войну в этой стране, Турция, в ответ на неминуемый приток беженцев и дестабилизацию собственный границы, запросила помощи у Североатлантического альянса. Министр иностранных дел Канады Джон Бэрд в ответном заявлении подчеркнул, что в случае пересечения сирийскими солдатами границы с Турцией, НАТО придет на помощь Анкаре. А представитель НАТО Кармен Ромеро заявила: "Для нас очень важна защита союзников НАТО. Весь мир хочет завершения этого невыносимого противостояния".

Очевидно, Армения не может представлять никакой угрозы для Турции, за спиной которой стоит столь мощный военный блок. А может ли исходить угроза для армян со стороны современной Турции, отрицающей ответственность за события почти 100-летней давности?

"Организованный в Стамбуле 26 февраля 2012 года митинг по случаю годовщины трагических событий в Ходжалы, свидетельствует о том, что проживающие в Турции армяне находятся в опасности", - заявил известный турецкий историк, публицист и профессор Танер Акшам. "Этот антиармянский митинг был организован при поддержке правительства. Так они готовятся к 2015 году, когда исполнится 100 лет со дня Геноцида армян. Митинг стал свидетельством того, что правящая партия "Справедливости и развития" может задействовать фактор расизма", - подчеркнул Акшам. По его словам, в Турции всегда присутствовал элемент радикального национализма и расизма, "но до митинга по случаю годовщины событий в Ходжалы он не получал такого явного проявления даже со стороны пантуранистов". На митинге, участие в котором приняли представители ряда ведущих политических сил Турции и министр внутренних дел Идрис Наим Шахин, собравшиеся несли плакаты с лозунгами: "Вы все армяне, вы все ублюдки", "Сегодня Таксим, завтра Ереван: Мы внезапно нагрянем к вам ночью".

Надо отметить, что ничего подобного нельзя увидеть на традиционных многотысячных шествиях памяти 24 апреля в Ереване. Причина проста: память армян, связанная с этой датой, запрограммирована в контексте обороны и спасения, а не нападения и уничтожения.

В официальной позиции турецких властей время от времени проскальзывает формулировка о том, что армяне были изгнаны и уничтожены за то, что поддержали противника Османской Империи в Первой мировой войне - Россию. Это накладывает на российскую сторону (впрочем, как и на всех других участников той войны - Германию, Великобританию, США, Францию и тд.) определенную политическую ответственность, хотя бы по части выработки собственной позиции по данному вопросу. Посол России в Армении Вячеслав Коваленко четко ее артикулировал сегодня, 24 апреля, посещая мемориал Геноцида армян "Цицернакаберд" в Ереване: "Это трагедия, которая не должна больше повториться". По его словам, проблема имеет также юридический аспект, и признание преступления против человечества должно произойти во всем мире, это неизбежно. "Если человечество хочет сохранить себя как человечество, то должно покаяться и признать геноцид, а отрицающие геноцид должны нести юридическую ответственность", - подчеркнул российский дипломат.

Что же происходит сегодня?

Сегодня, когда ситуация в Закавказье напряжена до предела, армянский фактор между Россией и Турцией (Азербайджаном) приобретает мощную интригу. Особенно она обостряется с учетом позиции Грузии, стремящейся стать членом НАТО и ввести Альянс уже непосредственно в Закавказье. Если это произойдет, то единственной гарантией Армении от турецких угроз становится членство в НАТО, поскольку влияние России в регионе критически упадет. Пока же этого не произошло, Североатлантический альянс, отвечающий за безопасность турецких границ, становится полноправным участником блокады Армении и давления на ее экономику. Давления, связанного, прежде всего, с урегулированием карабахского конфликта.

В октябре 2009 года в Цюрихе состоялось подписание протоколов, нацеленных на снятие политической напряженности между Ереваном и Анкарой. Эксперты утверждали, что данная инициатива целиком и полностью проталкивалась Госсекретарем США Хиллари Клинтон, дабы снять с президента страны Барака Обамы необходимость выполнять свое же предвыборное обещание - признать армянский Геноцид. Однако среди "цюрихских посредников" был и министр иностранных дел России Сергей Лавров, что символизировало согласие России на разблокирование армяно-турецкой границы, охраняемой ныне российскими пограничниками и спецслужбами.

Однако усилиями Азербайджана процесс был провален. Баку связал армяно-турецкие переговоры с карабахским вопросом, хотя весь Цюрихский процесс явственно демонстрировал, что Армения будет вынуждена ответить на добрую волю Турции шагами именно в карабахском направлении. Круг замкнулся.

Безопасность Армении со стороны Турции - ключевой вопрос региональной повестки, поскольку включает и карабахское урегулирование. Он сопоставим по характеру и значению с российско-грузинским противостоянием. Закавказье заблокировано с севера, что открывает широкие перспективы для конкурирующего вектора влияния - Запад-Восток. Вторжение Турции в регион активно протекает через Грузию, Армения же становится островком стратегического влияния России, испытывающим жесточайший прессинг со стороны турецко-азербайджанского тандема. Именно эти условия позволяют утверждать, что карабахский конфликт является производной проблемы Геноцида армян в Турции, а не наоборот. Самооборона армян в Карабахе, таким образом, становится частью усилий России по сохранению влияния в Закавказье, а роль России в Карабахе - продолжением гарантирующей безопасность армян исторической миссии.

Пока Россия и Турция (НАТО) не достигнут консенсуса относительно сфер влияния в Закавказье, встроив Армению и Азербайджан в эту схему, проблема Геноцида армян не уйдет с повестки. Если же этого не произойдет, то новое столкновение в регионе неизбежно, что откроет совершенно новую картину, немалую роль в которой может сыграть еще один важнейший региональной игрок - Иран, не заинтересованный в критическом ослаблении Армении, что фактически приведет к сращиванию члена НАТО Турции с Азербайджаном.

Указанный клубок противоречий и конфликтующих интересов на многие годы вперед обеспечивает политическую актуальность "армянского вопроса". Но сама память о Геноциде, тем не менее, находится совершенно в другом месте - в сердцах, умах, документах и фотографиях, хранящихся у потомков жертв Геноцида. Не случайно, последние усилия турецких политических кругов направлены именно на обеспечение контакта с влиятельными представителями армянской диаспоры, а руководство Азербайджана прямо заявляет, что имеет в лице "армянского лобби" - "врага номер один". Судьба независимой Армении в данной трактовке отходит для Турции и Азербайджана на задний план, но при этом угроза ее существованию день ото дня все более актуализируется. Круг замкнулся. Безопасность Армении становится задачей армянской диаспоры, а потенциал диаспоры - предметом заботы официального Еревана. И чем слабее Армения, тем глуше будут требования диаспоры.