Интервью ИА REGNUM с президентом The Jamestown Foundation (США) Гленом Ховардом:

ИА REGNUM: Не могу не начать интервью с вопроса о вашем знании азербайджанского языка. Где вы его учили?

Я изучал его в Вашингтоне, в Совете азербайджанцев Америки, это был курс длительностью в полтора года.

ИА REGNUM: Что вы думаете о внешней политике Азербайджана?

Республика проводит многовекторную дипломатию, Азербайджан имеет хорошие отношения с Россией, с Западом, США, Ираном, а также Грузией, Туркменистаном. Это очень важно, ибо Азербайджан - маленькая страна, которая находится на геополитическом перекрестке между Западом и Востоком.

ИА REGNUM: Вместе с тем эта политика воспринимается с недовольством у некоторых соседей... Пример тому - грузино-российские отношения, хотя Грузия проводит более категоричный курс на сближение с США и НАТО, изначально пренебрегая отношениями с Москвой...

Путь Азербайджана на Запад лежит через Грузию, и если есть проблемы в грузино-российских отношениях, то это большая проблема и для Азербайджана. Вместе с тем Азербайджан старается проводить взвешенную политику со всеми странами, включая Россию. Действительно, что Грузия взяла конкретно пронатовскую сторону, что вызывает беспокойство Москвы. Кроме того, здесь свою роль играет факт оккупации большой части территории Грузии со стороны российских вооруженных сил. Все это является большой проблемой безопасности на Южном Кавказе.

ИА REGNUM: Недавно во время выступления в Центре стратегических исследований при президенте Азербайджана вы отметили, что демографическая проблема ослабляет региональную роль России как супердержавы, и та же проблема характерна и для небольших стран региона, а точнее Армении. Как все это сказывается на ситуации в регионе в целом и карабахском урегулировании в частности?

Прежде всего, это мешает. Россия продолжает себя считать великой супердержавой, но это утверждение существует только на бумаге. Это не факт, потому что если посмотреть на демографическую ситуацию в России, можно увидеть, что население страны сокращается. Вместе с тем Россия имеет свои интересы на Южном Кавказе и по праву считает себя региональной державой.

Демографическая проблема есть и в Армении, население этой страны тоже сокращается. Фактически, сегодня население Армении составляет около 2,5 млн. человек, а не свыше 3 млн., как утверждает официальная статистика. Многие люди покидают страну. Недавно я прочитал интересную информацию о том, что армяне являются четвертыми в списке наций, которые больше всех обращаются к Франции за политическим убежищем. Угроза потери Арменией своего населения действительно реальна. Население Азербайджана в свою очередь все больше растет. Я думаю, что лет через 10 демографический фактор будет играть очень большую роль в этом регионе. И это очень беспокоит Москву, потому что она знает, что это приведет к потере ее влияния в регионе.

Как считают западные эксперты, через 50 лет население России составит около 49 млн. человек. Как может такая страна, как Россия, играть роль супердержавы, когда ее население сокращается? В то же время в стране растет мусульманское население. Так что демографический фактор имеет влияние на стратегический фактор. Потому, кстати, у России большие проблемы и на Северном Кавказе. Я считаю, что проблемы Северного Кавказа и Южного Кавказа взаимосвязаны, их нельзя разделять.

ИА REGNUM: Что вы думаете о перспективах карабахского урегулирования, где Россия очень активна, а США, как кажется, после августовской войны 2008 года сбавили активность?

Я думаю, что все сейчас наоборот, потому что США готовы вооружить Грузию. Россию это беспокоит, но что поделать. Ведь Россия продолжает вооружать новейшим оружием Абхазию, а также Армению. Россия сталкивается с определенными проблемами в Южной Осетии, связанными с недавно прошедшими там "выборами". На мой взгляд, у России на Южном Кавказе больше проблем, что у США.

ИА REGNUM: Вместе с тем, американской политике в регионе явно мешает армянское лобби, которое, говорят, даже добилось того, что М.Брайза, вопреки позиции президента и главы Госдепартамента, уже не посол в Баку.

Армянское лобби действует в Америке на протяжении нескольких десятилетий. Азербайджан - молодая независимая страна, которая продвигает свои интересы в США на протяжении только последних 20 лет. Но и за эти два десятилетия Азербайджан смог приобрести больших союзников в Конгрессе, и число их растет. Сейчас можно сказать, что позиции Азербайджана и армянского лобби в Конгрессе одинаковы. Наряду с этим Азербайджан имеет огромные экономические ресурсы, и он постарается вложить эти ресурсы в самые верные направления, будет продолжена политика по завоеванию большей поддержки в Конгрессе.

Турция тоже имела схожие проблемы в Конгрессе 50 лет назад, но она вложила большие ресурсы, и сейчас имеет в Конгрессе очень большую поддержку. Так что, на мой взгляд, Азербайджан находится у нас на верном пути.

ИА REGNUM: Насколько реален военный сценарий в Карабахе?

Меня очень беспокоят планы России о проведении военных учений в сентябре на Кавказе. На мой взгляд, это беспокоит и американское руководство, потому как эти учения, а также продолжение войны снайперов в Карабахе могут дестабилизировать ситуацию в регионе. Ситуация напряженная уже сейчас, и к сожалению, США не предпринимают серьезные шаги и не играют большую роль в переговорах по Карабаху. Я с этим не согласен. Как может одна страна - Россия, вооружать стороны конфликта - Азербайджан и Армению - и вместе с тем быть посредником в урегулировании этого конфликта? Это мне непонятно. С другой стороны, Россию нельзя считать нейтральным посредником, поэтому зачем она должна играть "главную скрипку" в переговорах?

ИА REGNUM: Что вы думаете о недавней публикации в журнале The Foreign Policy, автор которой утверждает о договоренности об использовании израильской авиацией территории Азербайджана для бомбардировки Ирана?

Это бессмысленное утверждение. Если израильские ВВС решат атаковать Иран, то было бы глупостью делать это через территорию Азербайджана. Если будут атаки, то они будут осуществлены через Персидский залив. В Азербайджане израильские самолеты могут лишь дозаправиться по пути назад после совершения операции. Но и здесь возникает вопрос: как они будут лететь дальше, через иранское или кавказское воздушное пространство? Эти варианты нереальны, это очень длинный путь. Тем более что этот путь проходит через Турцию, с которой у Израиля непростые отношения.

Поэтому я считаю, что в случае с указанной публикацией мы имеем дело с дезинформацией. Это просто слухи, которые может развеять любой человек после простого анализа ситуации.