По показателям эффективности производства последнее место среди предприятий отрасли занимает ОАО "Тольяттиазот" (ТоАЗ) (Самарская обл). Как передает ИА "Росбалт", к такому выводу пришли эксперты Научно-исследовательского и проектного института азотной промышленности и продуктов органического синтеза - организации, занимающейся проектированием и строительством производств по выпуску азотных удобрений. По данным института, полученным из отчетов ТоАЗа, ряд показателей завода, касающихся эффективности использования собственных производственных мощностей, в последние годы находятся значительно ниже среднеотраслевых значений.

В частности, на ТоАЗе используется 4 агрегата аммиака "Кемико" (США, нигде в России больше не применяется) с проектной мощностью 450 тыс. тонн в год и 3 агрегата аммиака "ГИАП" с проектной мощностью 450 тыс. тонн в год. В России и СНГ в настоящее время на азотных производствах используются агрегаты аммиака "ГИАП" (Россия), "ТЕК" (Япония) и "КЛЕ" (Франция) с аналогичной проектной мощностью. По итогам 2011 года ОАО "Тольяттиазот" произвело 1349,8 тыс. тонн аммиака на агрегатах "Кемико" (т.е. в среднем по 337,5 тыс. тонн на каждом агрегате) и 1167,9 тыс. тонн аммиака на агрегатах "ГИАП" (т.е. в среднем по 389,3 тыс. тонн). Таким образом, отмечает издание, проектная мощность "Кемико" на ТоАЗе использовалась лишь на 75%, "ГИАП" - на 86,5%. При этом в среднем по предприятиям отрасли в 2011 году этот показатель был значительно выше, благодаря осуществляемым мерам по модернизации и усовершенствованию оборудования, организации своевременных ремонтов: агрегаты "ГИАП" в среднем по отрасли использовались на 109,2% проектной мощности (491,2 тыс. тонн на каждый агрегат), "ТЕК" - на 121,2%, "КЛЕ" - на 128,9%. В предшествующие годы ситуация на тольяттинском заводе была не лучше: в 2010 году мощности "Кемико" использовались на 46,2%, в 2009-м - на 50%, в 2008 году - на 65%.

По данным института, завод является "лидером" отрасли и по простоям в ремонте на каждый агрегат. В 2011 году на ТоАЗе на агрегат "Кемико" приходилось 44,7 суток простоя, на агрегат "ГИАП" - 50,3 суток. Среднеотраслевой показатель простоев в 2011 году по агрегатам "ГИАП" составил 25,5 суток, "ТЕК" - 16,2 суток, "КЛЕ" - 10,5 суток. Отставание ТоАЗа, по мнению специалистов, связано с тем, что если на других предприятиях отрасли менеджмент в предшествующие годы активно проводил модернизацию мощностей и усовершенствование применяемых технологий, то на тольяттинском заводе упор был сделан на извлечение максимальной сиюминутной прибыли при минимальных вложениях в ремонты, поддержание и развитие производства. Такое отношение к производственным мощностям в итоге привело к ускоренному износу оборудования и не только отразилось на эффективности работы, но и привело к большим экологическим проблемам - в 2011 году проверка Ростехнадзора выявила на ТоАЗе свыше 500 нарушений в сфере экологии, промышленной безопасности и охраны труда.

Претензии тольяттинскому заводу предъявлял и Росприроднадзор: в 2011 году служба зафиксировала превышения ПДК в промышленных стоках завода, вредных выбросах в атмосферный воздух, а также факты незаконного складирования отходов, напоминает "Росбалт". Как сообщается в годовом отчете ОАО "Тольяттиазот" за 2011 год, в прошлом году предприятие существенно увеличило валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу по сравнению с 2010 годом с 6236 тонн до 6524 тонн - на 288 тонн. При этом компания, несмотря на положительные финансовые результаты (прибыль в 2011 году - 7,2 млрд рублей), выделяет крайне скудные средства на свою природоохранную деятельность и сокращает их год от года. Как сообщается в том же годовом отчете, в 2011 году на природоохранную де ятельность завод дал всего лишь 12 млн рублей - на 7 млн рублей или на 30% меньше, чем затраты ТоАЗа на эти цели в 2010 году (19 млн рублей).