Валовый внешний долг (ВВД) Белоруссии по состоянию на начало этого года, согласно данным Нацбанка РБ, перевалил за 34 миллиарда долларов. Счет текущих операций отрицательный - минус 5,77 млрд. Кратокосрочный долг в структуре ВВД - более 14,4 млрд, долгосрочный - свыше 19,5 млрд. Из них на органы госуправления приходится более 12,3 млрд, на банки - свыше 6 миллиардов долларов.

Внешний долг Белоруссии, гарантированный правительством, по данным информационных агентств, рос наиболее высокими темпами и в 2011 году увеличился в 8,1 раз - до 13,4 трлн. белорусских рублей. По данным министерства финансов РБ, за прошлый год внешний государственный долг увеличился в 3,9 раз и превысил в январе 2012 года планку 17,2 млрд. долларов, внутренний долг вырос в 3,5 раза. Наиболее качественным показателем, характеризующим общее состояние экономики в белорусских условиях целесообразнее считать не госдолг, а валовый внешний долг. Дело в том, что в Белоруссии государство контролирует большую часть экономики. Оно же платит по обязательствам субъектов хозяйствования, хотя в статистику госдолга эти суммы не входят.

В 2011 году на обслуживание валового внешнего долга было потрачено более 6,3 млрд долларов (11,6% ВВП), из которых около миллиарда ушло на погашение процентов, остальные на основной долг. В 2012 году Нацбанк РБ оценивает выплаты в сумму превышающую 18,9 млрд (34,6% ВВП). Таким образом, сумма выплат процентов и основного долга в этом году возрастет в три раза. На каждого из 9,4 млн. живущих в Белоруссии человек из этой суммы приходится более чем по 2 тысячи долларов.

Пик нагрузки по возврату долгов придется на 2013 и 2014 годы, когда только по госдолгу придется ежегодно возвращать примерно вдвое больше, чем в этом году. Кроме того, тогда же придется вернуть миллиардный долг, оформленный на "Беларуськалий". Все это, по словам министра финансов РБ Андрея Харковца, "вынуждает правительство сконцентрировать ресурсы именно на это направление".

Однако правительство не унывает. И даже демонстрирует оптимизм. 27 января премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович заявил о том, что республика достигла положительных результатов по итогам 2011 года, что позволяет к концу 2012 года восстановить докризисный уровень покупательной способности основной массы населения (около 500 долларов). По информации главы Совмина, в 2011 году был обеспечен рост прибыльности всех секторов экономики. "Впервые за долгое время в Белоруссию в 2011 году пришло на 1,5 млрд больше, чем мы отдали внешнему миру. Экспорт превысил 46 млрд долларов, что на 24% больше исторического максимума", - порадовал[ся] премьер.

К сожалению, глава белорусского правительства скромно умолчал о том, благодаря кому и чему в республику идут рекордные по величине поступления валюты. А именно, о фактически возобновленных Россией дотациях, Таможенном союзе, ЕЭП, льготных условиях поставки русской нефти и полной загрузке белорусских НПЗ. Благодаря им, в 2011 году Белоруссия и достигла рекордного объема экспорта за всю свою, так сказать, суверенную историю (некоторую лепту внесли и Китай с Индией - за поставки сырья и калийных удобрений). За прошлый год ввоз нефтепродуктов в РБ вырос в 8,7 раза (до 927,1 тыс. тонн), практически все было импортировано из России - 925,8 тыс. тонн (рост в 8,9 раз). Проще говоря, перепродажа русской нефти на Запад и словесно-бумажные "санкции" евробюрократов вновь позволяют белорусским чиновникам демонстрировать оптимизм. Именно благодаря нефтяным трансфертам и Таможенному союзу с Россией в 2012 году белорусский режим кое-как потянет с наращиванием валового внешнего долга (соотношение примерно 3,5 на 3,5 млрд) и может попытаться сделать положительным внешнеторговое сальдо.

Однако в дальнейшем поводов для оптимизма и улучшения ситуации с валовым внешним долгом не предвидится. Суммы по его обслуживанию будут только увеличиваться, причем в разы. Сальдо, даже если удастся его увеличить на бумаге, может вновь стремительно уйти в минус из-за вступления России в ВТО и роста цен на русские энергоносители (это одно из условий вступления в ВТО).

В настоящее время дефицит счета текущих операций отчасти финансируется благодаря выкачиванию валюты из "кубышек" населения и предприятий. Например, только на бирже Нацбанк РБ обменял на выпускаемые им суверенные "зайчики" около миллиарда долларов. Нехитрая поддержка ценовой конкурентоспособности и препятствия укреплению белорусского рубля, который всегда можно напечатать в любых количествах, теоретически могут уменьшить потребность в наращивании внешних долгов и отодвинуть сроки новых заимствований.

Но, к сожалению, все гораздо проблематичнее. Внушительный валовый внешний долг, стремительно увеличившийся с 2007 года на десятки миллиардов долларов, будет только расти. Его сравнительно небольшое отношение к ВВП до 2006 года было обусловлено рядом факторов, которые с течением времени перестают действовать. Это и ежегодное старение изношенных основных средств, доставшихся от СССР, и замена в силу объективных (возрастных) и субъективных причин квалифицированных кадров "своими хлопцами", и разница между внутрироссийскими и мировыми ценами на энергосырье. Россия начала постепенное изъятие этой разницы с 2007 года, после демонстрации белорусским режимом "самостийности" и начала игры с Западом.

Результат не замедлил сказаться. Химера белорусского экономического чуда стала явной. Пещерный уровень менеджмента, вкупе с перекосами в экономике привели к стремительному наращиванию внешнего долга, причем синхронно с отрицательным сальдо счета текущих операций. Вместо оптимизации качества подготовки и ротации управленческих кадров и исправления недостатков экономической модели, ее существование стали оплачивать набранными в долг кредитами МВФ. По нарастающей этот процесс пошел после того, как белорусские субъекты хозяйствования и банки оказались не в состоянии сами закрывать дыры в платежном балансе.

С тех пор, несмотря на финансовый кризис, рекордную даже в общемировом масштабе девальвацию и резкое обнищание населения, ничего не изменилось. Население не в состоянии покрывать импорт и жить за счет заработанных средств. Республика импортирует от соседей и из-за рубежа даже то, что в состоянии сама производить и выращивать. Несмотря на то, что Россия вновь спасает белорусов, возобновив дотирование экономики, даже этих средств недостаточно для прекращения наращивания валового внешнего долга. Главная проблема кроется в самой экономической модели РБ и системе менеджмента. Тем более, что и в этом, 2012-м, и в последующие годы никто в Белоруссии ничего менять не собирается.

В то же время, на бумаге все выглядит вроде бы хорошо. Готовится госпрограмма создания новых рабочих мест, чиновники радуются "историческому максимуму" экспорта... Однако на деле ни у государства, ни у предприятий ресурсов для реализации подобных программ просто нет. Инвесторы в Белоруссию также не идут. Как следствие, наиболее реален путь, ведущий к дальнейшему беспросветному погружению в долговую яму.

Основных потенциальных кредиторов у официального Минска два: на западе МВФ, на востоке - Антикризисный фонд ЕврАзЭС. По стоимости и срокам возврата предоставляемые ими кредиты фактически можно назвать льготными (думаю, ни один предприимчивый человек дела не отказался бы от денежных средств под 3-4% годовых). Хотя об их "эффективном" использовании белорусскими властями говорит уже то, что для погашения имеющихся долгов необходимо вновь брать в долг.

К слову, с эффективностью использования кредитов у белорусских чиновников почему-то ассоциируется интерес "заморского дяди". Поэтому в Концепцию управления валовым внешним долгом РБ и прочие нормативно-правовые акты планируется внести изменения и дополнения направленные на приведение показателей по внешнему долгу в соответствие с методологией МВФ.

Кроме того, согласно постановлению №223/7 от 12 марта 2012 года Совета Министров и Национального банка РБ, привлечение международных финансовых организаций "для анализа системы управления валовым внешним долгом и определения дальнейших направлений ее совершенствования", которое Минэкономики, Нацбанк и Минфин осуществляли в 2011 году путем организации работы миссий международных финансовых организаций, теперь будет проводиться постоянно.

Тем временем восточный кредитор (его процентная ставка ниже, чем по западным коммерческим кредитам) ожидает от Минска приватизации ряда предприятий. Западный кредитор в лице МВФ в качестве условия для выделения новых кредитов требует, прежде всего, проведения структурных реформ экономики. Хотя, в конечном счете, все опять же упирается в приватизацию белорусских активов. Только западными структурами.

Сама Белоруссия, приватизируя свои активы, в идеале должна стремиться при этом к их модернизации. Поэтому белорусские власти, несмотря на риторику, переделывают программные документы для того, чтобы Евразийский банк развития продолжал давать им в долг, а Россия продолжала оплачивать существование белорусского экономического чуда.

Для выпрашивающих в долг белорусских чиновников гораздо проще приватизировать якобы убыточные госпредприятия, вместе с многомиллионными бюджетными вложениями в их фонды, чем улучшить качество управления этими предприятиями. И выгоднее. А вот для структурных реформ необходима не только воля, но и хоть какая-то компетентность.

Николай Малишевский