96 процентов грузовых перевозок в российско-китайском железнодорожном сообщении составляет экспорт из России. Такие данные были обнародованы на седьмом заседании Рабочей группы по железнодорожному транспорту Комиссии по подготовке регулярных встреч глав Правительств России и Китая, состоявшемся в Шанхае 25-29 августа. Российскую часть Рабочей группы возглавлял первый заместитель министра путей сообщения Российской Федерации Хасян Зябиров. На заседании Рабочей группы были рассмотрены вопросы увеличения объемов перевозок через пограничные железнодорожные переходы на российско-китайской границе, повышения качества работы, усиления координации совместных действий.

На заседании были также подведены итоги работы за 2002 год и 7 месяцев 2003 года.

Так, по сведениям пресс-службы МПС Росси, в 2002 году в российско-китайском железнодорожном сообщении было перевезено 17599 тыс. тонн грузов, что на 4014 тыс. тонн (29,5%) выше уровня 2001 года. При этом из России в Китай перевезено 16819 тыс. тонн (на 4284 тыс. тонн или 34,2% больше, чем в 2001 году), из Китая в Россию - 780 тыс. тонн грузов.

За 7 месяцев 2003 года перевезено 11208 тыс. тонн грузов, что на 1050 тыс. тонн (или 10,4%) больше, чем за тот же период 2002 года. В том числе из России в Китай перевезено 10538 тыс. тонн грузов (что на 820 тыс. тонн или 8,4% больше, чем за 7 месяцев прошлого года), из Китая в Россию - 670 тыс. тонн (что на 230 тыс. тонн или 52% больше по сравнению с аналогичным периодом 2002 года).

Таким образом, объем российского экспорта составляет 96% всех железнодорожных грузовых перевозок в сообщении Россия-Китай. В структуре российского экспорта преобладают лесные грузы, черные металлы, удобрения. Китай поставляет в Россию товары народного потребления, химическую продукцию, нефтяной кокс, строительные материалы.

Согласно планам сторон, в 2004 году будут значительно увеличены объемы перевозки нефти в российско-китайском железнодорожном сообщении.

Это станет возможным благодаря контрактам на поставку нефти, рассчитанным до 2006 года и уже заключенным с китайскими компаниями. Так, через пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия будет перевозиться по 2 млн. тонн нефти в год, транзитом через территорию Монголии - 2,5 млн. тонн в 2004 году, 3 млн. тонн в 2005 году и 3,5 млн. тонн в 2006 году.

На заседании Рабочей группы были рассмотрены возможности максимального использования имеющихся мощностей пограничных переходов по передаче, переливу, перестановке цистерн с сырой нефтью при увеличении ее поставок в КНР через станции Наушки и Забайкальск.