Новость о том, что чувашская дорожно-строительная компания "Дорисс" решила вернуть государству "антикризисные" средства с тем, чтобы создать "стабфонд", стала самой обсуждаемой в бизнес-сообществе республики. Одни ищут "глубинный" смысл и истинную причину столь неоднозначного и малохарактерного для современного бизнеса поступка. Другие беспомощно разводят руками, понимая, что ещё не скоро вылезут из кризисной ямы и вряд ли смогут последовать примеру сейчас. Власти тоже находятся в недоумении: подобный шаг законодательно не урегулирован. Однако все согласны в том, что решение хорошее, заслуживает уважения и внимания и создаёт прецедент не только в масштабах республики, но и страны. Многие снова вспомнили забытые в кризис слова о социальной ответственности бизнеса, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Как известно, экономический и финансовый кризис, разразившийся в 2008 году, надломил многие предприятия. Под угрозой массовых сокращений оказались тысячи работников. Для снижения напряжённости на рынке труда государство направило миллиарды бюджетных средств, в том числе на переподготовку и повышения квалификации кадров. В Чувашии по республиканской целевой программе снижения напряжённости на рынке труда общая сумма финансовой поддержки предприятий превысила 1,5 млрд рублей. Всего же по программе занятости за три года было направлено 3,5 млрд рублей. ОАО "Дорисс", где вместе с дочерними компаниями численность работников составляет около 2,3 тыс. человек, получило от государства 33,9 млн рублей. На недавнем совете директоров эти "антикризисные" средства компания решила вернуть в бюджет Чувашии.

По словам генерального директора "Дорисса" Игоря Рощина, в кризис предприятие получило "серьёзный опыт": "Пережив бурю, мы стали сильнее". И государственная поддержка, безусловно, снизила негативное влияние кризиса, помогла его пережить. Более того, в этот период компания стала одной из немногих, которая активно работала в различных регионах России, расширяя географию присутствия. Один из самых крупных из реализованных компанией проектов - строительство дорог к 1000-летию Ярославля. Другой миллиардный проект - строительство дорог в Якутии, где вечная мерзлота. Сегодня "Дорисс" уверенно набирает обороты, наращивает объёмы строительно-монтажных работ. По словам Рощина, перелом произошёл в 2011 году, в 2012-м также ожидается рост - в рамках подписанных контрактов предприятие намерено выполнить работы на 5 млрд рублей.

Между тем, эксперты прогнозируют вторую волну кризиса. С учётом полученного опыта, в компании подчёркивают, что "уже нельзя работать, рассчитывая только на государственную помощь", "предприятия должны быть самодостаточными". Игорь Рощин считает, что своеобразной "подушкой безопасности" может стать Республиканский фонд стабилизации рынка труда. И предлагает принять участие в его создании всем крупным организациям, которым в своё время государство оказало финансовую помощь. Генеральный директор "Дорисса" полагает, что средства фонда можно направлять на развитие малого и среднего бизнеса, поддержку начинающих предпринимателей, других социальных инициатив.

"Мы не только встали на ноги, но даже нарастили свои объёмы. Конечно, "лишних" денег не бывает, и прибыль можно было бы направить на дальнейшее развитие компании или выплату дивидендов. Но как показал опыт, следует "подстраховаться", и создание регионального "стабфонда" было бы полезным. Мы сделали первый шаг, первый взнос.. Я уверен, что мы поступили правильно, ведь эти средства пойдут на реализацию социальных программ, создание новых рабочих мест, поддержат наших малоимущих, а также пенсионеров и работников бюджетной сферы. Я надеюсь, что нашему примеру последуют другие предприятия", - отметил Рощин, подчеркнув, что "это всё-таки не призыв к немедленному действию, а лишь повод для размышлений".

Руководитель Государственной службы занятости населения Чувашии Сергей Димитриев подтвердил ИА REGNUM, что ОАО "Дорисс" вернуло полученные по целевой программе средства, "всё до копейки". Однако не понятно, как с ними поступить: законодательно вопрос не урегулирован. "Программа снижения напряжённости на рынке труда принималась практически в экстренных условиях, и подобные шаги, которые совершил "Дорисс", были не прогнозируемы. Своими действиями компания создала прецедент, который, конечно, должен найти разумное решение. С одной стороны, государственная программа закрыта и все выделенные средства подтверждены соответствующими актами выполненных работ. С другой, в самой программе сказано, что она создаётся для выработки и реализации дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда. И если эксперты прогнозируют очередную волну кризиса, то вполне логично создание подобного "стабфонда" в целях дальнейшей "подстраховки" от негативных влияний мировой экономики".

Сергей Димитриев напомнил, что Республиканская целевая программа по снижению напряжённости на рынке труда осуществлялась на условиях софинансирования: федеральный бюджет выделял 95% средств, республиканский - 5%. Означает ли это, что возвращённые "Дориссом" деньги следует вернуть в бюджет РФ, не понятно: программа 2008-2011 годов закрыта. "Здесь больше вопросов, чем ответов", - комментирует Димитриев. Он также подчеркнул, что "вероятно, "Дорисс", который инициировал создание стабфонда, должен его сам создавать". "Мы же в свою очередь готовы оказать самое деятельное участие в этом процессе", - отметил глава Госслужбы по занятости населения Чувашии.

Между тем на инициативу ОАО "Дорисс" откликнулись чувашские политики. Руководитель Чувашского регионального отделения партии "Патриоты России" Владислав Солдатов заявил ИА REGNUM, что "решение вернуть деньги государству с тем, чтобы создать стабфонд - дело благородное". "Данная инициатива заслуживает внимания, что бы ни лежало в её основе - пиар, продуманная бизнес-стратегия или дальновидная социально-ориентированная политика. "Дорисс" с федеральной репутацией и миллиардными заказами уже давно работает за пределами республики, чем на своей малой родине - вот что странно. И если эта инициатива действительно найдёт поддержку местных властей - это будет хорошим знаком. Чувашия не имеет таких фондов, что эффективно работают в Татарстане, помогая развитию командных видов спорта, целых клубов, которые зарабатывают имиджевые очки и приносят вполне конкретные деньги региону. Так пусть хоть появится фонд, который будет работать на реальный сектор экономики. Что почти за год работы принесла корпорация развития? Есть ли хоть какой-нибудь эффект от 5 млн рублей вложенных туда средств? Вряд ли... "Дорисс" уже предложил 33 млн рублей, пусть когда-то и выделенные государством. Мы как дети радуемся каждому миллиону, пришедшему из федерального бюджета - будет странно, если проигнорируем или замолчим эту инициативу. Уж точно не будет хуже, если деньги начнут работать".

Депутат Госсовета Чувашии Игорь Кушев заявил ИА REGNUM, что поступок "Дорисса" - это "забывающийся пример социально-ответственного бизнеса". "Компания "Дорисс", если перевести в терминологию прошлого, - это купцы первой гильдии с соответствующей репутацией: в своё время заключение договора купцов этой категории заключалось в одном-единственном действии - "ударить по рукам". Это компания, которая думает о своём будущем и дорожит репутацией, а свидетельством репутации и профессионализма служит тот факт, что она строит дороги в "вечной мерзлоте" Якутии... Сегодня мы по большому счёту живём в поле тактическом, а не стратегическом. Хотелось бы, чтобы это поменялось - чтобы мы научились не только думать, но и действовать на несколько шагов вперёд. В советское время в троллейбусах и автобусах висел прекрасный лозунг, как сказали бы сейчас - социальная реклама: "Совесть пассажира - лучший контролёр". Так вот, поступок "Дорисса" вернуть деньги - поступок социально ответственного бизнеса. Когда-то в кризис помогли компании - теперь она возвращает "долги" Это, скорее, моральный долг".

При этом Игорь Кушев подчеркнул "адекватность власти на решение вернуть деньги": "Отрадно, что и власть ведёт себя адекватно, предлагая содействие в "разруливании" необычной и нехарактерной ситуации - ведь действительно, не понятен механизм возврата полученных денег. Таким образом, власть демонстрирует готовность вести диалог с бизнесом, который в последнее время всё чаще напоминает акцию подавления или борьбу в разных весовых категориях. Фискальные и силовые структуры по пятам ходят за бизнесом, выискивая малейшее нарушение, власти задирают такие земельные налоговые ставки, что инвестор тысячу раз крепко подумает, чтобы прийти в регион. Безусловно, это не даёт развиваться бизнесу вообще, а местному, не крупному, - тем более".