Китайская корпорация по строительству дорог и мостов (CRBC) заявила о намерении инвестировать в проведение технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан, а также привлечь инвестиции для реализации проекта в целом. Об этом было заявлено на встрече премьер-министра Киргизии Омурбека Бабанова с представителями CRBC во главе с гендиректором Вень Ганом, состоявшейся сегодня, 1 апреля, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в отделе информационной политики аппарата правительства.

"Строительство железной дороги имеет важное значение для нашей страны. Намерение вашей компании принять участие в данном проекте можно рассматривать как начало нового этапа в развитии сотрудничества между нашими странами, что свидетельствует о переходе на практическую плоскость достигнутых ранее договорённостей по строительству железнодорожной магистрали", - обратился Бабанов к делегации.

По данным пресс-службы, стороны обсудили ряд вопросов, решение которых поспособствует строительству железной дороги. Планируется подписание меморандума о сотрудничестве между Министерством транспорта и коммуникаций Киргизии и CRBC.

Как сообщало ИА REGNUM, правительство Киргизии выступило с предложением построить железную дорогу Китай - Киргизия - Узбекистан совместно с Китаем, который ранее обговаривал вариант финансирования строительства по принципу "ресурсы взамен инвестиций", речь шла о ряде золоторудных месторождений. На заседании парламентской фракции "Ар-Намыс" 5 марта депутат Кожобек Рыспаев заявил, что "нельзя отдавать месторождение взамен инвестиций, потому что народ не согласится". "Если китайцы думают, что действительно отдадут, то надо понять, что парламент тоже не согласится", - процитировало парламентария интернет-издание Tazabek. В результате фракция выступила против строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан Китаем, одобрив проект сооружения полотна киргизско-немецкой компанией "Темир Роял". По словам президента компании Нурлана Курманбекова, инвесторы просят эксклюзивное право на строительство железной дороги и освобождения на 10 лет от налогов. Преимуществом перед возможными другими проектами является отказ от правительственных гарантий и внедрение при строительстве европейских технологий. При этом данный проект не требует никаких вложений со стороны Киргизии, все расходы берет на себя немецкая сторона. Стоимость проекта составит 2 млрд евро. Однако в проекте есть и ряд минусов для киргизской стороны, в частности то, что компания просит отдать новую железную дорогу в аренду на 49 лет.

Отметим, президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, также неоднократно заявлял, что против схемы "ресурсы взамен инвестиций". 22 марта генеральный директор госпредприятия "Национальная компания "Кыргыз темир жолу" ("Киргизские железные дороги") Аргынбек Малабаев заявил, что в проекте строительства полотна Китай - Киргизия - Узбекистан Китаем схема "ресурсы взамен инвестиций" "не берётся во внимание", что также подтверждает министерство транспорта и коммуникации республики, а также само правительство.

Добавим, что, по мнению эксперта, одного из разработчиков конституционного закона о геологических исследованиях и разработках месторождений Киргизии, имеющих стратегическое значение, Эрлана Сапарбаева, "у Китая нет объективных причин строить железную дорогу Китай - Киргизия - Узбекистан, поскольку он связан с Европой железной дорогой через Казахстан. У него есть выход в мир через авиарейсы и водный транспорт. Её строительство - это политическое решение".