Общеизвестно, что предвыборный период в жизни любого государства позволяет выявить и оценить уровень политической мысли, отразить общественные проблемы и пути достижения актуальных национальных приоритетов. В случае с Арменией предвыборные коллизии выявляют еще и "кухонные" договоренности тех или иных участников процесса, как правило, основанные на личностных интересах отдельных псевдополитических групп. В этом аспекте предстоящие в Армении парламентские выборы, судя по всему, исключением не станут.

"Фишкой" текущей предвыборной кампании стала резкая смена ориентиров одной из партий правящей коалиции, политического проекта экс-президента Роберта Кочаряна - партии "Процветающая Армения" (ППА) во главе со столь же процветающим олигархом Гагиком Царукяном.

Еще за год-полтора до выборов ППА с переменной активностью начинает демонстрировать претензии на оппозиционность, а в прессе появляются публикации о неоднозначной позиции Царукяна в вопросе поддержки действующего президента Сержа Саргсяна на президентских выборах 2013 года. Тема "оппозиционности" ППА подогревается различными публикациями о якобы умышленных задержаниях членов этой партии по обвинениям в хулиганстве и хранении наркотиков, увольнении их с должностей и прочих "аксессуарах" опальности. Следуя законам жанра, на начальном этапе публичные проявления оппозиционности "процветающих" строго дозируются, однако ближе к выборам, "протестность" ППА проявляется чаще.

В принципе, поведение ППА напоминает позицию АРФ "Дашнакцутюн" до выборов 2007 года, когда дашнаки, не выходя из коалиции (сохраняя, тем самым, доступ к властным ресурсам) и на практике не мешая реализации программ власти, озвучивали резкие критичные заявления в адрес Республиканской партии Армении (РПА). По тому же принципу начала действовать и партия олигарха Царукяна. К тому же, ближе к выборам, в ППА вступил экс-министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, еще до того успевший отметиться резкими оппозиционными артикуляциями. Осканян, традиционно воспринимающийся спикером экс-президента Роберта Кочаряна, упорно критикует социально-экономическую деятельность правительства, взваливая на власти ответственность за миграцию, беззаконие и последствия экономического кризиса, не особо обременяясь тем, что де-факто и де-юре представляет силу, которая в этой власти состоит. При этом сам Гагик Царукян поначалу хранил молчание, однако уже в ходе предвыборного съезда ППА и сам начал озвучивать критические заявления, обвиняя власти в несоразмерных шагах в вопросе преодоления последствий финансового кризиса.

В ходе уже официальной предвыборной кампании, Царукян, не без помощи иностранных имиджмейкеров (о привлечении которых заявляли сами представители партии - В.Я.), начинает позиционировать себя в качестве эдакого "рубахи-парня", говорящего с народом на доступном и понятном языке. Разъезжающий в дорогостоящих автомобилях, "рубаха-парень" в брендовой одежде и с позолоченным в прямом смысле слова израильским двенадцатизарядным полуавтоматическим пистолетом 38 калибра за поясом, становится на колено перед участниками предвыборного митинга и, прикрывая полой костюма пистолет, заявляет: "Я готов потерять все, но свято хранить доверие общества, народа. Я никогда не потеряю эту веру". Более того, Царукян, являющийся владельцем многочисленных крупных предприятий в Армении и при этом даже не входящий в первую 50-ку налогоплательщиков, добавляет: "Царукян ничего не хочет. По воле Божьей, у него все есть. Царукян хочет, чтобы народ забыл о пути эмиграции, у людей была работа, мужчины могли содержать свои семьи, улыбки не сходили с лиц женщин, пенсионеры жили достойной жизнью, малый и средний бизнес укреплялся".

Описанная предвыборная каша подмасливается позицией (вернее позой) протестной силы в лице Армянского национального конгресса (об этом позже), а также кичащихся своей оппозиционной независимостью СМИ, демонстрирующих, мягко говоря, лояльное отношение к ППА, и, посему, старающихся не замечать наигранной оппозиционности и ляпов ее процветающего по Божьей милости лидера.

С самого начала календарного года, позиционирующая себя объективной, пресса пишет о Царукяне лишь в контексте новостных фактов, в лучшем случае, сдабривая их комментариями от тех же "процветающих". Газеты буквально пестрят заголовками "Процветающая Армения в ожидании", "Процветающая Армения на грани физического уничтожения", "Процветающая Армения принимает вызов". А ведь еще совсем недавно та же самая пресса в публикациях о Царукяне смаковала новости о его вульгарном богатстве, подсчитывая, например, сколько Царукян тратит на содержание 10 львов в персональном зверинце и сколько вскормлено этим львам живых ослов. Так, рупор радикальной оппозиции - газета "Айкакан жаманак" не так давно сообщала, что на содержание бедных львов тратится порядка 63 миллионов драмов (160 тысяч долларов), а ее редактор Никол Пашинян инициировал кампанию "Нет Додизации!" (от клички олигарха - "Дод", что в переводе с простонародного армянского означает "тупой"). Царукяну активно припоминали дачу взяток и участие в силовом решении всяческих вопросов, в том числе политических.

Сегодня же публикации в тех же СМИ носят определенно иной оттенок. К примеру, встреча Царукяна с избирателями в Эчмиадзине с пистолетом за спиной и его вранье по этому поводу, ставшее в тот же час темой номер один на всех сетевых площадках и социальных сетях, прошла как обыденное и естественное событие на полосах таких газет, как "Айкакан жаманак", "Грапарак", "168 жам". Так что же с "Додизацией"? Почему "правдорубы" даже не задались вопросом, а насколько законны действия олигарха, не подпадают ли они под статью о незаконном хранении и ношении оружия? Но данный факт либо вовсе не указывался в публикациях об этой встрече, либо тщательно ретушировался. Хотя, если уже стараться в текущих условиях прогнозировать развитие событий, то следовало бы, как минимум, вспомнить изречение классика - ружье, появившееся в первом акте спектакля, под занавес обязательно должно выстрелить.

Случись подобный конфуз (неожиданно зафиксированный фоторепортером золотой пистолет за пазухой во время встречи с избирателями) с Царукяном года два назад, тема логично заполнила бы первые полосы оппозиционных медиа, а сам Гагик Коляевич получил бы по полной программе. И за то, что выходил к народу с пистолетом, и за то, что соврал, что это был телефон "Верту"... А еще за то, что соврав сам, по ходу пристыдил журналистов, которым "померещился" пистолет и за многое другое, как говорится, за себя и за того парня. Сегодня же "сторожевые псы (или ослы?!) демократии" мягко спустили инцидент с пистолетом, что называется, на тормозах. Возможно, кто-то скажет, что простого парня Гаго редакторы просто любят или симпатизируют ему. Однако мотивации здесь явно иные, да и любовь за деньги - это другая специальность.

Похожей позиции "заинтересованного симпатизанта" по вопросу "Процветающей Армении" придерживается и радикально-оппозиционный Армянский национальный конгресс. Лидер трещащего по швам Конгресса Левон Тер-Петросян и его соратники, кажется, делают все, чтобы отгородить партию Царукяна от других коалиционных сил, а также абстрагировать ППА от персоны второго президента Роберта Кочаряна, который, судя по всему, намерен "появиться в последний момент". При этом руководством АНК демонстративно игнорируется то, что с "прикомандировкой" Вардана Осканяна в лагерь "процветающих" фактор Кочаряна стал свершившимся фактом. Как отмечают пользователи социальных сетей, отныне за ППА видны не только уши, но и все остальные части тела Роберта Кочаряна.

Тем не менее, лидер АНК делает все, чтобы условный альянс с ППА состоялся. Справедливости ради следует отметить, что Тер-Петросян далеко не в первый раз пытается переманить Царукяна на свою сторону. Еще в ходе предвыборной гонки на президентских выборах 2008 года Тер-Петросян "предупреждал" Царукяна о том, что поддержка властей может обойтись ему и других олигархам банкротством. Протестный настрой ППА накануне текущих выборов лишь усилил аппетиты Тер-Петросяна, который, по всей видимости, задался целью "раздробить пирамиду власти" путем шантажа и переманивания "денежных мешков", а не объединения оппозиционных сил. Что касается объединения, то Тер-Петросян сделал все от него зависящее, чтобы объединение оппозиции не состоялось. К месту вспомнить, что критика АНК в адрес партии "Наследие", движения "Сардарапат" и даже АРФ "Дашнакцутюн" начала активизироваться именно в тот период, когда существовала реальная возможность объединения этих оппозиционных сил.

Тем не менее, хотя определенные контакты с побирающимися ввиду отсутствия любых ресурсов активистами АНК на местах представители "процветающих" и наладили, однако поддержка "тер-петросяновской" части оппозиции, в реальности, вряд ли исходит из интересов Царукяна. Метания Царукяна между оппозицией и властью в итоге могут не только не принести желаемых результатов, но и усугубить и без того существующий разброд в рядах членов самой ППА, по сей день не состоявшейся в качестве политической структуры и вовлекшей в свои ряды тысячи людей с абсолютно различными, зачастую взаимоисключающими мотивациями. Как отмечают наблюдатели, активные брожения в рядах ППА начались непосредственно после предвыборного съезда партии, где чуть ли не каждый второй из 9000 участников, услышав из уст самого Царукяна фразу "защищать свои голоса", запаниковал - "а от кого защищать-то"?! Ведь Царукян - сам "крыша" и "король" (так олигарха в глаза называют приближенные). Но "король", опять же по классику, может оказаться голым!

Так что, если стратегией Царукяна является переманивание разочарованной в оппозиции части электората, а затем слияние в коалиционном экстазе с РПА, то подобный проект может сыграть с олигархом злую шутку. В острый предвыборный период нервы могут сдать и у власти (не исключено, что и понарошку). Тогда парочка задержаний в рамках закона мелких хулиганов, которыми, как говорят недобрые враги, кишит ППА, в течение нескольких часов способны кинуть зерна паники и смятения на плодородную почву "процветающей" братвы. Вот тогда для ППА станет актуальной совсем другая формула: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих".

Что же до самого электората, то обещания поделиться нажитым "с Божьей помощью" избиратели слышат не впервые и, даже с учетом "короткой памяти", пока не спешат глотать эту наживку во второй раз. Если же Царукян всерьез решил создать альянс с АНК, пытаясь обеспечить таким способом большинство в парламенте, то и тут ему грозит провал, поскольку обещавший стать "инструментом в руках народа" Тер-Петросян по меньшей мере до сегодняшнего дня использует в качестве инструмента других. В Армении хорошо помнят, как на выборах в 2007-м партия "Процветающая Армения", при публичных заявлениях о наличии 400.000 активных членов и в присутствии второго президента в качестве гаранта своих "прав и свобод", набрала всего порядка 200.000 голосов. Сколько же она наберет на этот раз?

Виктор Якубян - эксперт по проблемам Южного Кавказа (Москва)