Нацбанку Белоруссии не удалось справиться с кризисными явлениями в белорусской финансовой системе прежними методами, поэтому в 2012 году курсообразование будет гибким, развитие экономики будет осуществляться на неэмиссионной основе. Об этом в интервью правительственной газете "Республики) ("Рэспубліка", № 68 от 11 апреля 2012 года) заявил первый заместитель председателя правления Национального банка Белоруссии Юрий Алымов. Текст интервью опубликован на официальном сайте Нацбанка 12 апреля.

Алымов отметил, что "Национальный банк впервые за много лет отказался от привязки обменного курса белорусского рубля к иностранным валютам и перешел к гибкой системе курсообразования" - т.е. формированию обменного курса "при минимальном непосредственном участии Национального банка, исходя из спроса и предложения иностранной валюты на рынке".

Говоря о причинах перехода от "режима привязки" к "гибкому курсообразованию", Алымов указал на "серьезные недостатки" прежней политики: "При возникновении внешнеэкономических шоков - резких колебаний взаимных курсов иностранных валют, повышении цен на импортируемые энергоносители, падении внешнего спроса - снижалась конкурентоспособность отечественных товаров, ухудшалось состояние внешней торговли и увеличивался спрос на иностранную валюту. Получалось так, что сбалансированность внутреннего валютного рынка поддерживалась за счет продажи иностранной валюты Нацбанком. При этом не всегда удавалось сохранить сбалансированность рынка, учитывая ограниченный объем государственных золотовалютных резервов. Переход к гибкому режиму курсообразования позволяет обменному курсу чутко реагировать на изменения во внешнеэкономической среде, сохраняя внутреннюю и внешнюю сбалансированность экономики".

Зампред правления Нацбанка отметил, что "в настоящее время сформировался избыток денег не в экономике, а на межбанковском рынке" и сообщил: "Задача Национального банка как раз и заключается в том, чтобы не допустить перетока избыточных ресурсов в экономику и чрезмерного роста денежной массы. Причин сформировавшегося избытка ликвидности несколько. Основная - покупка иностранной валюты Нацбанком. При покупке иностранной валюты за белорусские рубли Национальный банк фактически выпускает рубли в обращение. Деньги попадают на счета банков, за счет чего и образуется избыточная ликвидность".

"Напротив, кредиты Национального банка коммерческим банкам с начала года сократились. То есть банки не берут ресурсы в Национальном банке через кредитный канал - рублевые ресурсы остаются для банков весьма дорогими. Это важнейший элемент эмиссионной политики, которого мы придерживаемся в текущем году: банки должны самостоятельно обеспечивать себя ресурсами, не рассчитывая на кредитную поддержку со стороны регулятора", - заявил чиновник.

"Для недопущения чрезмерного роста денежной массы Национальный банк с февраля целенаправленно изымает избыточную ликвидность банков через свои инструменты - депозиты и краткосрочные облигации. Следует также отметить, что эффективность денежно-кредитной политики во многом зависит от действий правительства. Расходование депозитов правительства в Нацбанке или их перевод в коммерческие банки является одним из источников эмиссии. И наоборот, размещение средств правительства в Национальном банке является фактором сокращения избыточной ликвидности. Поэтому важнейшей задачей остается поддержание высокой степени взаимодействия Нацбанка и правительства", - подчеркнул Алымов.

"Необходимо четко понимать, что деньги из ниоткуда не берутся. Эмиссионное кредитование экономики, кредитование на льготных условиях за счет средств бюджета фактически осуществляется за счет наших с вами налогов и зарплат. Ко всему прочему эмиссионное кредитование является источником роста денежной массы и инфляционных процессов в экономике", - заявил Алымов.

"Такая денежно-кредитная политика была оправдана в прошлом, когда экономика страны лежала в руинах и требовались механизмы для ее запуска "в ручном режиме". Но сейчас сохранение старого механизма в прежних масштабах следует рассматривать скорее как препятствие для роста экономики, затрудняющее развитие эффективных предприятий, - продолжил зампред правления Нацбанка. - Льготные кредиты должны выдаваться только на неэмиссионной основе и в ограниченном объеме на эффективные проекты, которые дадут наибольшую экономическую и социальную отдачу в будущем. Сейчас очередь за новыми подходами к развитию экономики на неэмиссионной основе. Необходимо развивать инновационные производства с высокой добавленной стоимостью, повышать эффективность экономики и производительность труда, в том числе за счет привлечения прямых иностранных инвестиций и технологий. Именно такая политика может стать источником долгосрочного экономического роста. Эмиссионное кредитование может дать лишь краткосрочный эффект. Поэтому всем необходимо четко понимать: дешевых денег не будет. Как подчеркнул глава государства, теперь нам надо жить по средствам. Этим принципом мы и должны руководствоваться".

Как сообщало ИА REGNUM, эксперты Евразийского банка развития (ЕАБР) прогнозируют нулевой рост экономики Белоруссии в 2012 году и 3-4% рост ВВП в 2013 году. Такие данные содержатся в исследовании "Макромонитор СНГ" - ежеквартальную публикацию Аналитическим управлением Евразийского банка развития (ЕАБР). По данным экспертов ЕАБР, в 2013 году экономика Белоруссии может вырасти на 3-4%, а дефицит счета текущих операций платежного баланса в 2012-13 годах сохранится на уровне 10% ВВП ($2-3 млрд.). Эксперты предупреждают, что "преждевременное ослабление фискальной или денежной политики может спровоцировать повторение событий 2011 года": повторное ухудшение внешнего баланса приведет к масштабной девальвации, очередному витку инфляции.

Напомним, 4 апреля председатель правления Нацбанка Белоруссии Надежда Ермакова заявила о том, что до конца года золотовалютные резервы Белоруссии не должны сократиться (т.е. остаться на уровне около $8 млрд), а белорусский рубль не должен существенно укрепиться и остаться на уровне 8-8,5 тыс. бел. руб. за $1. По словам Ермаковой, ставка рефинансирования Нацбанка будет снижаться на 1-2% в месяц и к концу года составит 19-22% годовых (на начало года она была на уровне 45%) - т.е на уровне планируемой инфляции. Ермакова отметила, что АКФ настаивает на увеличении объёмов ЗВР Нацбанка Белоруссии до уровня, сопоставимого с трёхмесячным объёмом импорта, а также отмечает недостаточность усилий официального Минска по взятым перед кредитором обязательствам более активно проводить приватизацию госсобственности.

Также напомним, 2 апреля эксперты ЕАБР (являющегося управляющим средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС), провели в Минске очередной раунд консультаций с представителями официального Минска. Состоялся обмен мнениями по обновлению Стабилизационной программы, поддерживаемой кредитом АКФ ЕврАзЭС: речь шла о параметрах обновленного Письма о намерениях - в соответствии с решением Совета АКФ, принятым 28 ноября 2011 года. Завершение консультаций запланировано на ближайшие недели, но эксперты ЕАБР уже сделали ряд рекомендаций и отметили, что "риски возобновления негативных тенденций, наблюдавшихся до унификации валютного курса в октябре 2011 года, все еще сохраняются". При этом официальный Минск не получил очередного кредита АКФ ЕврАзЭС, а заявка на оказание кредитной поддержки в МВФ (направлена весной 2011 года) даже не рассматривалась.