В Оренбургской области основные показатели развития сферы торговли за 2011 год характеризуются достаточно высокими темпами роста. Об этом сообщила заместитель министра экономического развития, промышленной политики и торговли области по развитию потребительского рынка Вера Баширова, передаёт 13 апреля корреспондент ИА REGNUM.

По индексу физического объёма оборота розничной торговли регион занял четвёртое место среди регионов Приволжского федерального округа. За год населению области реализовали товаров на сумму свыше 187 млрд рублей. Темп роста товарооборота составил 109,1%, что выше средних показателей и в ПФО (106,2%), и в целом по России (107,2%).

В целях обеспечения экономической доступности основных продуктов питания на территории муниципальных образований области проводят ярмарки "выходного дня", где реализуют сельскохозяйственную продукцию от товаропроизводителей, минуя посредников. В 2011 году в Оренбургской области провели более 2,5 тыс. ярмарок (106,6% к 2010 году) и реализовали населению продукции на сумму около 1,1 млрд рублей.

Вера Баширова отметила, что в течение 2011 года осуществлялся мониторинг динамики отпускных и розничных цен на основные продукты питания в производстве, предприятиях розничной торговли, на ярмарках "выходного дня". Велось наблюдение за динамикой цен на нефтепродукты. По вопросам сдерживания роста цен на потребительском рынке области с товаропроизводителями, предприятиями розничной торговли, розничными операторами, реализующими бензин и дизтопливо, проводились рабочие встречи и совещания.

Для формирования внутреннего спроса на продукцию регионального производства, увеличения объёмов товаров местного производства и их продвижения на потребительский рынок министерством осуществляется проект "Оренбургское качество". Он способствует созданию новых рабочих мест, обеспечению населения области качественными и доступными товарами. "В Минэкономразвития региона считают, что во многом благодаря этим мерам на потребительском рынке сохраняется стабильность, и область входит в число лидеров ПФО по дешевизне основных продуктов питания", - сообщили в пресс-службе губернатора и правительства области.

В целях оказания адресной помощи малоимущим слоям населения министерством при поддержке правительства области осуществлялся социальный проект "Губернская забота". Помощь оказывалась путём введения на территории области социальных (дисконтных) карт или выдачи продуктовых наборов предприятиями розничной торговли. Проект поддержали 112 торговых предприятий из 19 муниципальных образований. Помощь оказали 11.811 семьям - выдавались продовольственные наборы 471 семье, обслуживались по дисконтным картам 11.340 семей.

Для того, чтобы отраслевые взаимоотношения выстраивались в правовом поле, в течение 2011 года приняли девять нормативных правовых актов, в том числе закон Оренбургской области "Об организации торговой деятельности в Оренбургской области", утвердили областную целевую программу "Развитие торговли в Оренбургской области" на 2012-2014 годы. Её цель - улучшить организацию торговли в отдалённых, труднодоступных и малонаселённых пунктах сельских районов, увеличить объёмы производства потребительских товаров и закупок сельскохозяйственной продукции у населения до 2% путём привлечения предприятий потребительской кооперации.

Общий объём финансирования программы составляет 111,820 млн рублей, из которых средства областного бюджета составляют 105 млн 698,8 тыс. рублей, бюджетов муниципальных образований - 6 млн 121,2 тыс. рублей. Основную часть бюджетных средств направят на оказание поддержки предпринимателям на селе и организациям потребительской кооперации. В 2012 году на это планируют затратить более 30 млн рублей, в 2013 - около 36,6 млн рублей, в 2014 году - свыше 38 млн рублей.

Замминистра особо подчеркнула, что такая практическая программа по развитию торговли в отдалённых, труднодоступных и малонаселённых сельских территориях с финансированием мероприятий принята в области впервые. Как один из разработчиков программы, она уверена, что это приведёт к улучшению одного из аспектов проблемы качества жизни на селе. В сельских территориях торговая сеть концентрируется в основном в районных центрах, где проживает большая часть населения, в то же время во многих сельских населённых пунктах отсутствуют необходимые условия для развития торговли. Причина в том, что около половины из них являются отдалёнными, труднодоступными и малонаселёнными, тем не менее, в них в них проживает почти пятая часть всего сельского населения Оренбуржья.

Чтобы повысить качество торгового обслуживания сельского населения, программа предусматривает возмещение стоимости ГСМ организациям торговли и индивидуальным предпринимателям при доставке социально значимых товаров в указанные населённые пункты путём предоставления субсидий. Субсидии предоставят также на возмещение организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на приобретение технологического оборудования, специализированного автотранспорта для перевозки пищевых продуктов, строительство и модернизацию объектов производства продовольственных товаров и заготовок сельскохозяйственной продукции. На это в 2012 году из областного бюджета выделят 2,6 млн рублей.

Органам местного самоуправления, чья роль заключается в привлечении организаций к участию в программе, Вера Баширова предложила принять все меры, чтобы программа работала эффективно. "Нужно активизировать работу по выполнению программных мероприятий, оказывать всестороннее содействие торговым операторам, участвующим в программе, на её первоначальном этапе", - отметила она.