Молдавская сторона возобновила провокационные действия по дестабилизации общественной ситуации на центральном участке Зоны безопасности молдавско-приднестровского конфликта. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Министерства иностранных дел ПМР, утром 12 апреля без согласования с Объединенной контрольной комиссией группой гражданских лиц при очевидной поддержке военнослужащих Молдавии были демонтированы предупреждающие дорожные знаки и знаки границы возле миротворческого поста №9, разрушены шлагбаум, не ограничивавший движение транспорта, и отдельные элементы инфраструктуры.

Министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики выражает серьезную озабоченность и тревогу в связи с данными действиями, осуществленными в районе Совместного трехстороннего миротворческого поста №9. Эти действия Министерство иностранных дел ПМР расценивает как провокационные. "Они могут поставить под угрозу срыва договоренности, достигнутые в рамках Объединенной контрольной комиссии, дестабилизируют общественную ситуацию в левобрежных селах Кошница, Пырыта и других, находящихся под юрисдикцией Республики Молдова, усиливают накопление конфликтного потенциала между Молдавией и Приднестровьем, создают напряженность между жителями соседних сел, которым в январе-феврале с.г. и так пришлось опасаться дальнейшего роста напряженности в связи с провокационными действиями радикально настроенных граждан", - отмечается в заявлении приднестровского ведомства.

Министерство иностранных дел ПМР призывает молдавскую сторону воздержаться от нагнетания обстановки вокруг миротворческого поста №9. "В случае наличия разногласий предлагаем обсуждать их на площадках, созданных специально для этих целей. Население близлежащих сел должно быть ограждено от безответственных действий провокаторов", - отмечают в МИД ПМР. Там также настаивают на необходимости строгого соблюдения Соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровье от 21 июля 1992 года. "Миротворческая операция, начавшая свою работу с того периода, доказала свою эффективность, является единственной действенной гарантией безопасности в этом регионе", - подводят итог авторы документа.

Напомним, ситуация в Зоне безопасности на Днестре обострилась после 1 января 2012 года, когда на посту Совместных миротворческих сил №9 российский миротворец смертельно ранил пьяного жителя близлежащего молдавского села Пырыта, неоднократно атаковавшего миротворческий пост за рулем не принадлежащего ему автомобиля и при отсутствии водительских прав. Инцидент послужил поводом для активизации противоречащих ранее достигнутым договоренностям требований Кишинева о ликвидации миротворческих постов и преобразовании формата миротворческой операции. А в ходе организованных молдавской стороной протестов жителей близлежащих сел, граждане Молдавии на протяжении двух недель ежедневно продолжали атаковать миротворческий пост и разрушать инфраструктуру поста. 13 января Объединенная контрольная комиссия (ОКК), координирующая миротворческую операцию на Днестре, обратилась к сторонам с рекомендацией не допускать действий, дестабилизирующих обстановку на центральном участке Зоны безопасности. ОКК также обратилась к населению, проживающему в Зоне безопасности, с просьбой воздержаться от любых мероприятий на территории постов Совместных миротворческих сил. После данных заявлений ОКК ситуация в районе поста №9 стабилизировалась.

Справка ИА REGNUM: Оперативная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента ПМР. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". Кроме того, в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после окончательного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта.