Оцифрованное здоровье: интервью главврача Федерального центра травматологии

Чебоксары, 11 апреля 2012, 18:35 — REGNUM  Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования остаётся передовым в Чувашии не только по уровню и качеству медицинской помощи, но и следует мировым тенденциям в области информатизации. Об этом - в интервью ИА REGNUM с главным врачом центра травматологии Николаем Николаевым.

ИА REGNUM: Сегодня уже никого не удивишь электронной картой больного, эта система внедряется и в местных клиниках, не говоря уже о медицинских учреждениях федерального уровня. Какие информационно-технологические нововведения в центре травматологии?

Действительно, у нас в клинике действует госпитальная электронная система, которая состоит из электронной истории болезни, куда медицинские работники вносят все данные о пациенте. В электронной карте больного хранятся и все результаты обследований пациента, все данные переводятся в "цифру".

В центре - 160 рабочих мест, при этом у всех сотрудников, начиная от санитарки и заканчивая главным врачом, есть свой персональный компьютер, есть свой доступ к этой системе. И бухгалтеры, и экономисты, и кадровики тоже находятся в этой системе. То есть мы можем проследить стоимость лечения больного на любом этапе госпитализации, можем посмотреть в режиме реального времени, что и в какое время он получал, как выполнялись врачебные рекомендации и назначения. Конечно, с производственной точки зрения это очень удобно, потому что не теряешь время. Ну, например, уже не надо дожидаться анализа, когда он придёт с лаборатории. Доктор просто делает запрос в компьютере - и через минуту ему приходит ответ с лаборатории по поводу анализов у пациента.

Более того, теперь мы решили всю эту систему сделать беспроводной - то есть мы сейчас закольцуем весь наш центр wi-fi связью и приобретём для медицинского персонала планшетники, ноутбуки для того, чтобы можно было непосредственно у постели больного заполнять электронную историю болезни, чтобы все нюансы были учтены, чтобы ничего не ушло из внимания доктора и медицинского персонала. Это очень удобно и для врачей-анестезиологов, когда они непосредственно в операционной, не отходя от больного, заполняют всю медицинскую документацию, потому что везде мониторы слежения. Есть такое понятие, как наркозная карта, где фиксируются основные жизненные параметры больного. Мы эту наркозную карту также переводим в цифровой режим, что в какой-то степени облегчит работу, в том числе, естественно, в плане документации.

ИА REGNUM: Это дорогостоящий проект?

В силу того, что на 90% у нас всё есть, это не очень дорогой проект. Есть и госпитальная электронная история болезни, есть крупные сервера, есть крупные архиваторы. Это будет только определённая часть всей этой большой системы. Сейчас из проводной системы переходим в беспроводную - вот и всё. В настоящее время в целом по всей Российской Федерации проходит программа модернизации отрасли. Понятно, что наша клиника во многом отличается от обыкновенных лечебных учреждений, наши условия гораздо лучше - это понятно, мы всегда говорим, что, к счастью, нам повезло. Хотелось бы, чтобы и все остальные клиники были бы на таком же уровне. Но и у нас есть свои перспективы развития, мы тоже не должны останавливаться. Если остальным лечебным учреждениям выделяются средства на ремонт помещения, приобретение современного дорогостоящего оборудования, то мы можем шагнуть вперёд в рамках информатизации.

ИА REGNUM: Не менее важный вопрос, особенно когда речь идёт о здравоохранении, - это защита персональных данных.

Это абсолютно правомерный вопрос, тем более, что у нас действует федеральный закон, в соответствии с которым лечебные учреждения обязаны с текущего года иметь защиту по персональным данным. Хочу сказать, что мы эту работу за 2,5 года полностью завершили. Это был недешёвый проект. В этом плане пациентам нечего опасаться, персональные данные находятся под надёжной защитой.

ИА REGNUM: Вы сказали, что компьютерами снабжены даже санитарки. А им-то зачем?

Сестра-хозяйка, которая занимается расходными материалами, также ведёт свою работу в этой электронной системе. И соответственно, в глобальных расходах по клинике учитывается всё, вплоть до моющих средств.

ИА REGNUM: Очевидно, что главное преимущество внедрения электронной системы - это экономия времени: в медицине, когда речь идёт о здоровье и даже жизни людей именно время можно считать определяющим фактором. А общую экономию этого проекта подсчитывали?

Экономию этого проекта сложно подсчитать. Допустим, как можно оценить эффективность той или иной клиники в экономическом плане? Взять определённый промежуток времени и подсчитать, что было приобретено, на какую сумму, почему стоимость того или иного препарата или расходного материала составила столько-то, а не столько. И много-много других вопросов - в частности, сколько стоил в итоге больной государству, где он - самый дорогой (в реанимации или в операционном блоке), где можно сэкономить. То есть это большой глубокий анализ, которым нужно заниматься любой уважающей себя клинике для того, чтобы оптимизировать свои расходы. Благодаря этой системе, мы этим занимаемся ежедневно.

ИА REGNUM: Во сколько обходится один больной вашей клинике?

Это смотря, с чем он пришёл, с каким заболеванием. Если взять стабильную усреднённую цифру, то один койко-день в нашей клинике стоит порядка 18 тыс. рублей - вместе со средним расходом медикаментов, металлоконструкциями, питанием, содержанием в нашей больнице. А есть больные, которые стоят, конечно, гораздо больше. К примеру, лечение сколиоза обходится почти в полмиллиона рублей - когда устанавливаются дорогостоящие металлоконструкции, когда операция длится по 10 часов, когда она проходит в два этапа. Говоря о сколиозе, я не имею в виду нарушение осанки, что встречается даже у школьников. Общеизвестный сколиоз 1-2 степени - это одно, он не заметен. В данном случае имеется в виду идиопатический сколиоз (третьей-четвёртой степени), когда человек, грубо говоря, скрючен, и это не скроешь. Это уже не просто искривление позвоночника - тут страдают ещё и все внутренние органы. Так вот лечение при таком заболевании может доходить и до полумиллиона. При этом должен подчеркнуть, что больной в нашем центре по-прежнему ничего не платит - его операцию оплачивает государство.

ИА REGNUM: Сколько операций проведено в вашем центре за три года его работы?

Порядка 13 тысяч операций различного уровня, различной сложности, начиная с младенцев при врождённой патологии опорно-двигательной системы, заканчивая сложными, очень дорогостоящими и продолжительными операциями, такими, как коррекция сколиотической деформации (последствия травмы позвоночника, дегенеративные заболевания позвоночника), сложные ревизионные операции (повторное эндопротезирование) на крупных и мелких суставах. То есть спектр нашей деятельности очень велик. И на сегодняшний день к нам приезжают жители 34 регионов России - это, мне кажется, является показателем доверия наших пациентов. То, что пациенты в нас поверили, говорят и многочисленные письма, отклики с пожеланием госпитализироваться и просто слова благодарности. Изначально, когда мы начинали в 2009 году, я всегда говорил своим коллегам, что надо, как в известной русской пословице, беречь платье снову и честь смолоду. Потому что стоит только себя замарать в чём-либо, свою репутацию, то можно надолго потерять доверие наших пациентов. И наша основная задача, на мой взгляд, - удержать это доверие, дороже этого ничего нет. И естественно, развивать клинику в этом направлении.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.