Недавние события вокруг казанской мечети "Кул Шариф" продемонстрировали не только желание исламских фундаменталистов взять реванш у сторонников традиционного для татар ханафитского мазхаба, но и выявили опасную политическую близорукость региональных властей. Создается впечатление, что увлекшись экономическими проектами, новый президент Татарстана Рустам Минниханов решил пустить развитие ситуации на самотек.

Если в первый год управления аналитики прощали новому главе республики подобное дистанцирование от политической сферы, объясняя это недостаточным опытом и необходимостью освоиться, то теперь оценки будут гораздо строже. Фактически, Минниханов уже третий год управляет Татарстаном, но политиком он так и не стал, предпочитая перекладывать эти функции на старых бюрократов, оставшихся в аппарате еще со времен Минтимера Шаймиева.

Только этим можно объяснить желание президента Татарстана урегулировать ситуацию вокруг мечети "Кул Шариф" столь парадоксальным образом, как это недавно произошло. Поддерживая на словах нового муфтия Татарстана Ильдуса Фаизова, активно взявшегося наводить порядок в мусульманской умме (где за время правления Минтимера Шаймиева выросло целое поколение ваххабитской молодежи), Рустам Минниханов самоустранился от решения принципиального вопроса по главной мечети республики. Более того, с помощью чиновников своего аппарата он вынудил муфтия Татарстана Ильдуса Фаизова в одиночку выйти к толпе религиозных фанатиков, чтобы объявить о капитуляции и отмене указа ДУМ.

Напомним: после приватной беседы с руководителем аппарата Юрием Камалтыновым и начальником управления по взаимодействию с религиозными объединениями Маратом Гатиным муфтий Ильдус Фаизов вышел к возбужденной толпе и признал все требования, ультимативно выдвинутые лидером фундаменталистов Рамилем Юнусовым. Причем эти требования были заявлены не муфтию, а самому Минниханову (!). А произошло это не где-нибудь в районной глубинке, а в соборной мечети республики, в Казанском Кремле.

О чем думали сотрудники АП президента Татарстана, когда пошли на сохранение на посту имама легендарной мечети "Кул Шариф" человека, имеющего типичную биографию татарского ваххабита? Учеба в Саудовской Аравии, контакты с арабскими наемниками, убивавшими советских солдат еще в Афганистане, демонстративное богослужение по ваххабитским канонам, превращение подведомственного медресе в заведение по подготовке кадров ваххабитского духовенства, одобрение издания ваххабитской литературы...

Список этих деяний должен был, по идее, стать гарантией того, что такой "специалист" никогда не будет занимать даже пост охранника в деревенской мечети. Однако вместо этого Рамиля Юнусова из музейного работника сделали духовным лицом, вынудив муфтия Татарстана подписать приказ о его назначении и отдав, а точнее, сдав, фундаменталистам главную мечеть республики.

Уход с поста министра МВД по Татарстану Асгата Сафарова, известного борьбой с религиозными экстремистами, обострил и без того серьезный вопрос о гарантиях безопасности накануне главного события 2013 года в республике - Международных игр 27-й Универсиады. И теперь, после того как в Казанском кремле исламским фундаменталистам дали, фактически, "зеленый свет", о гарантии проведения Универсиады без эксцессов можно забыть - в памяти еще слишком свежи несостоявшиеся теракты, которые готовили участники международных экстремистских групп к так называемому "1000-летию Казани" и которые были предупреждены благодаря бдительности сотрудников МВД и УФСБ.

Смогут ли обеспечить безопасность те, кто продолжает определять политику в Аппарате президента Татарстана и кто согласился на все условия фундаменталистов, подав, таким образом, знак на режим благоприятствования им по всей республике? Вопрос риторический.

Раис Сулейманов - руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ