"Историческое здание, в котором находится Союз композиторов Санкт-Петербурга, требует серьезной и скорейшей реставрации, там буквально течет крыша", - заявили 9 апреля журналистам представители Росимущества и показали доказательства: деревянные детали исторического интерьера - полы, лестницы - значительно рассохлись, в одном из больших залов старинного особняка стоит затхлый запах давно не используемого помещения, забитого пыльной мебелью восьмидесятых годов минувшего века...

Справка.

Здание 45-А по Большой Морской улице (около Исаакиевской площади) в Санкт-Петербурге появилось в середине ХVIII века, примерно через 100 лет его выкупил и перестроил Огюст Монферран. Позднее особняк стал собственностью княгини Веры Федоровны Гагариной, которой и принадлежал до 1918 года. В настоящее время внутренняя отделка работа Монферрана не сохранилась, существующая относится к концу ХIХ века.

В 1996 году "Союз композиторов Санкт-Петербурга" заключил договор безвозмездного пользования этим зданием с Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (КУГИ). Срок действия договора - 25 лет, площадь помещений - 2500 кв. м, Союз композиторов занимал около 1500 кв. м, а остальное частично сдавал в аренду -ЗАО "Издательство Композитор" и ресторану Teplo. В 2011 году здание было передано из городской собственности в федеральную, и у Росимущества оказались свои планы на его использование. Союз композиторов отказался заключать договор с организацией, предложенной Росимуществом, и обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти, оспаривая разрыв договора о доверительном управлении имуществом. 4 апреля 2012 года суд им отказал. Заместитель руководителя территориального управления Росимущества в Санкт-Петербурге Наталья Черничка напомнила, что современное федеральное законодательство запрещает передавать имущество в доверительное управление общественным организациям. "В 1996 году договор между Союзом композиторов и администрацией города вступил в силу уже после вступления в силу федерального закона, поэтому юридически он признан ничтожным", - сказала она.

Журналистам предъявили документы по использованию средств, полученных Союзом композиторов "от доверительного управления объектом". За минувшие четыре года ежегодный доход составлял свыше 4 млн рублей, деньги расходовались на эксплуатацию здания, связь и зарплату членов правления Союза композиторов (менее 10 человек). В графах "на реставрацию" и "на ремонт" - нули. Наталья Черничка и генеральный директор ФГУП "Электронные торги и безопасность" Дмитрий Елькин (по распоряжению Росимущества, эта организация теперь управляет зданием) заявили, что "приведение особняка в порядок потребует десятков миллионов рублей, но точные цифры станут понятны только после консультаций со специалистами, которые будут проведены".

Кроме того, они утверждают, что предложили Союзу композиторов Санкт-Петербурга определиться, какие помещения нужны для уставной деятельности. "За собственно помещения композиторы платить не должны, они будут оплачивать только коммунальные расходы, - пояснила Черничка. - Если мы не получим списка помещений, то у композиторов останутся в безвозмездном пользовании только две комнаты, в которых сейчас непосредственно сидит правление, а по согласованию управляющий может разрешать им пользоваться другими интерьерами за почасовую оплату коммунальных услуг и отопления".

Что касается дальнейшей судьбы арендаторов, то ЗАО "Издательство Композитор" - самостоятельное юридическое лицо, к Союзу композиторов Санкт-Петербурга имеющее отношение лишь в области общих музыкальных интересов, - останется в особняке до истечении срока договора аренды, то есть на 25 лет. Так же, как и типография - единственная в России печатающая ноты. А все другие договора аренды, как отметил Елькин, "будут проверены, а затем будет сделана независимая оценка тех помещений, которые будут сдаваться в аренду, список отправлен на утверждение в Росимущество, после чего пройдет открытый аукцион". Елькин отметил, что переезжать в особняк на Большой Морской ФГУП не намерен.

Союз композиторов Санкт-Петербурга насчитывает сейчас около 200 членов, примерно половина из них пенсионного возраста. Взносы составляют 100 рублей в месяц, и явно не позволяют ремонтировать и содержать исторический особняк в центре Санкт-Петербурга. Ответственный секретарь Союза Борис Березовский сообщил сегодня, 10 апреля корреспонденту ИА REGNUM, что Союз, скорее всего, в ближайшее время будет подавать апелляцию на решение Арбитражного суда. "Мы не надеемся выиграть, но надеемся, что за время рассмотрения апелляции решение о передаче здания в федеральную собственность будет пересмотрено и дом вернется городу, - сказал Березовский, - А городская власть на нашей стороне... Если мы лишимся возможности получения средств от сдачи помещений аренды, то где мы возьмем деньги, чтобы играть нашу музыку? Ведь это писатели могут собраться и почитать друг другу, а композиторы должны платить музыкантам, которые воспроизводят нашу музыку."

Получить комментарий ситуации в администрации Санкт-Петербурга пока невозможно.

Галина Артеменко. Как 5 апреля сообщало ИА REGNUM, вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи намерен обратиться к Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с ходатайством о прокурорском реагировании в связи с ситуацией вокруг Дома творчества и дач писателей в Комарово и "Книжной лавки писателей" на Невском проспекте. Председатель Союза писателей Санкт-Петербурга Валериий Попов и писатель Илья Штемлер донесли до вице-губернатора озабоченность по поводу процессов, которые происходят с собственностью Литфонда России в Санкт-Петербурге. Писатели рассказали, что в "Лавке писателей" на Невском, занесенной в Красную книгу знаковых мест Санкт-Петербурга, перепрофилирование которых невозможно, без согласования с Союзом писателей был смещен директор; новое руководство не идет на контакт с писателями, не занимается продвижением петербургской литературы, прекращены литературные, поэтические вечера, презентации новых книг, вечера бардовской песни. Нынешние писатели не имеют более возможности отдыхать и творить в Доме творчества в Комарово. Также по сведениям Попова и Штемлера, московское руководство Литфонда планирует снести знаменитые литфондовские дачи, которые сдаются писателям на определенный срок, и возвести на их месте коттеджи.