Дмитрий Парфенов: Украина, Белоруссия и Польша ищут замену транзитной российской нефти

Москва, 6 апреля 2012, 19:15 — REGNUM  Старт в конце марта нефтепровода БТС-2 стал сигналом к дальнейшему снижению транзита российской нефти через Боруссию в польские порты. В 2010 году белорусское ОАО "Гомельтранснефть Дружба" прокачало в целом 75,5 млн тонн нефти, а в 2011 - 72 млн тонн. С вводом БТС-2 компания прогнозирует падение объемов перекачки до 60-65 млн тонн в год, из которых 50 млн тонн будет идти транзитом в Польшу.

Зачем Белоруссии венесуэльская нефть...

Снижение объемов прокачки нефти означает падение доходов Белоруссии и Польши, что не может не вызывать недовольства в этих странах. Вряд ли случайно в польских и белорусских СМИ появились публикации о значительной угрозе экологии от перевалки нефти в порту Усть-Луга в связи с якобы недостаточной надежностью портовых сооружений. Агентство Reuters распространило информацию, что Россия в апреле пошлет в Чехию только около 80 тыс. тонн нефти, при этом нормальная месячная норма достигает около 400 тыс. тонн. Неизвестные эксперты заявили, что Россия сократила поставки нефти в Польшу и Германию, перенаправив объемы нефти на другие экспортные направления. Другие - это БТС-2.

Сообщения оказались дезинформацией, так как от покупателей российской нефти не поступало претензий о сокращении плановых объемов поставок. Дезинформацию о сокращении поставок в Чехию опровергли представители "Юнитпетрола", главного чешского получателя российского сырья. По их словам, проблемы с поставками нефти из России не наблюдаются, два нефтепровода на данный момент поставляют в страну достаточное количество нефти.

В этом году Белоруссия получит 21,5 млн тонн российской нефти на условиях лучше, чем в прошлом. Поэтому республика планирует в ближайшее время свернуть импорт венесуэльской нефти. Венесуэльская нефть поставлялась в Белоруссию из Венесуэлы танкерами через эстонский порт Мууга, далее на Новополоцкий НПЗ "Нафтан" сырье перевозилось железнодорожным транспортом. В 2011 году в Белоруссию ежемесячно поставлялся примерно один танкер с венесуэльской нефтью (около 80 тысяч тонн), в течение года было поставлено около 1,2 миллиона тонн. Кроме того, в прошлом году по своп-контрактам с Венесуэлой в Белоруссию было поставлено около 1 миллиона тонн азербайджанской нефти через нефтепровод "Одесса-Броды".

До конца 2012 года белорусы арендовали украинскую трубу за $60 млн, используя ее больше в политических целях, чем для реальной потребности. Можно напомнить, что в 2010 году на волне противостояния с России в Минске заявили о планах импортировать в 2011 году 10 млн тонн венесуэльской нефти и 4 млн тонн азербайджанской. Сейчас Минск тем более не испытывает потребности в импорте сырья через нефтепровод "Одесса-Броды". Однако сохранение аверсного режима украинского нефтепровода выгодно белорусам - в данном варианте исключаются поставки российской нефти на принадлежащие российским компаниям украинские НПЗ. А это оставляет рынок Украины свободным для продукции белорусских предприятий.

Что делать с пустой трубой?

По оценкам экспертов, в прошлом году поставки нефтепродуктов из Белоруссии на Украину составили порядка 8 млн тонн. Украинские власти не знают, что делать с пустой трубой. На днях инженер-технолог "Гомельтранснефть Дружбы" Владимир Воробьев сделал заявление для СМИ о том, что Белоруссия имеет все технологические возможности, чтобы обеспечить транзит азербайджанской нефти по магистральным нефтепроводам "Одесса-Броды" и "Дружба" из украинских портов через свою территорию в Польшу. О поставках азербайджанской нефти в Польшу давно говорят в Киеве, но хотят для этого достроить прямой отрезок трубы от Брод до Плоцка. Польская сторона этот проект не поддерживает.

Перекачка нефти в Польшу через Белоруссию менее выгодна Украине, но все же это лучше, чем ничего. Вот только у Азербайджана не хватает нефти для загрузки основной экспортной трубы Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Объем экспорта сырой нефти по БТД в 2011 году составил около 32,2 миллиона тонн, что на 13% меньше показателя 2010 года и в два раза меньше потенциальной мощности трубы. Малая загрузка вынудила владельцев БТД поднять стоимость прокачки с 4 до 5,5 доллара за баррель, после чего от использования нефтепровода отказался Казахстан. В январе-феврале загрузка трубы снизилась еще на 13,5%.

Все потребности Белоруссии в нефти сегодня удовлетворяет Россия. Ответ на вопрос, зачем Лукашенко сначала понадобилась венесуэльская нефть, а теперь азербайджанская, если рентабельность украинского трубопровода возникает только при объемах не менее 20 млн тонн, очевиден. Инициировав реэкспорт истинно белорусской нефти, как ее называет Лукашенко, под видом белорусско-венесуэльской-азербайджанской нефти, Белоруссия экспортирует иранскую нефть. В логистически дорогом экспорте нефти в Европу через Черное море и Украину может быть заинтересован только Иран, против которого США и Европа ввели экономические санкции. Маршрут через Азербайджан позволит иранской нефти "окраситься" в азербайджанской или туркменский цвета. Никакой другой нефти для экономически обоснованного наполнения трубы "Одесса-Броды" не просматривается. Единственная альтернатива Казахстан, давно разворачивает все свои нефтяные потоки в направлении Китая и даже США не в силах повлиять на это. Как только американцы хотели помешать процессу, у них начались проблемы на месторождениях, которые они разрабатывают совместно с казахами.

Заявления представителей Киева и Минска позволяют сделать вывод, что при поддержке Варшавы они готовы связаться с иранской нефтью, рискуя вызвать неудовольствие в Европе и США. Впрочем, на Украине не исключают возможности запуска нефтепровода "Одесса-Броды" в реверсном режиме, если Белоруссия не будет качать нефть с Черного моря. Но очередной реверс в сторону российских нефтяников будет выглядеть как-то уж очень неприлично.

Дмитрий Парфенов, независимый эксперт ТЭК

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.04.17
«Ангелы» и «черти»: Путин нашел новые аналогии своей работы
NB!
24.04.17
Полмиллиарда — в «Черную дыру»
NB!
24.04.17
«Пусть приходят»: Маркелов ждет в СИЗО друзей-депутатов
NB!
24.04.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 24 апреля
NB!
24.04.17
«Ле Пен сняла с предохранителя винтовку, нацеленную в сердце демократии»
NB!
24.04.17
В деле экс-главы Удмуртии появились «запуганные» свидетели
NB!
24.04.17
В Дагестане школьник взорвал гранату в компьютерном салоне
NB!
24.04.17
Флот: зачем России «позволять себе» лишнее?
NB!
24.04.17
Спецназ и идеологи: как казахстанская армия будет бороться с экстремизмом
NB!
24.04.17
Последняя надежда Петра Порошенко
NB!
24.04.17
Путин заявил о недопустимости суеты и штурмовщины в законотворчестве
NB!
24.04.17
Получат ли армяне и азербайджанцы в Грузии статус особой зоны?
NB!
24.04.17
Росгвардия опровергла участие бойцов в военных действиях в Сирии
NB!
24.04.17
Условия для падения рубля уже формируются
NB!
24.04.17
Глава ПАСЕ раскаялся в своей поездке в Сирию
NB!
24.04.17
Зачем русские школы в Киргизии переводят на киргизский язык?
NB!
24.04.17
Яровая о «группах смерти»: 720 погибших детей – это чрезвычайная ситуация
NB!
24.04.17
В Москве начался круглый стол ИА REGNUM «Русские Курилы и Япония»
NB!
24.04.17
Военный Донбасс: под Донецком идут бои. ВСУ несут потери
NB!
24.04.17
Стрельба в новгородском ночном клубе: есть пострадавшие
NB!
24.04.17
Матвиенко — Роскомнадзору: Не тем занимаетесь!
NB!
24.04.17
Аэропорт «города с областной судьбой»: ни себе, ни людям