В Египте выдвижение кандидата на президентский пост исламистским движением "Братья мусульмане" привело политические силы этой страны в замешательство. Согласно порталу MIGnews, египетские либералы, светские националисты и часть офицеров армии в бешенстве от того, что движение пошло на это, нарушив прежние обещания.

Тем временем, реакция США в корне отличается от позиции египетских светских и либеральных сил. Как констатирует The New York Times, американские "официальные лица выражают сдержанный оптимизм в связи с выдвижением кандидата от "Братьев мусульман" исламиста Хайрата аш-Шатeра, пообещавшего вести Египет по пути Шариата, хвалят его за эффективность, рационализм, а также - что весьма симптоматично - регулярные контакты с послом США в Каире Анне Паттерсон. Шатер рассматривается в качестве прагматика и модернизатора, прекрасно разбирающегося в египетских и международных финансах, свидетельством чему является нажитое им многомиллионное состояние.

Как уже сообщало ИА REGNUM, с представителями движения "Братья мусульмане" в Вашингтоне проводят консультации американские "мозговые центры". Одним из организаторов визита исламистской делегации в Вашингтон является эксперт фонда Карнеги по Ближнему Востоку Марина Оттауэй. С египетскими "Братьями мусульманами" контактируют и политические круги США. Так, 2 апреля с Хайратом аш-Шатeром встретилась делегация членов Конгресса США от Республиканской партии. В ходе встречи кандидат "Братьев-мусульман" заверил, что в случае его избрания Египет останется верным мирному договору с Израилем и будет взаимодействовать с ним при посредничестве "американских друзей".

Отметим, что американцам кандидатура аш-Шатeра представляется единственной возможной. Во-первых, "Братья мусульмане" уже имеют большинство и в нижней палате, и в высшей палате египетского парламента, и с ними и так придется сотрудничать. Во-вторых, по оценке американцев, только движение "Братья мусульмане" в целом, и ее кандидат аш-Шатер в частности, смогут быть альтернативой радикальным салафитам из партии Ан-Нур, получившим на парламентских выборах 28% голосов, и их харизматичному лидеру Хазему Абу Исмаилу. В-третьих, у "Братьев мусульман" больше шансов и в дальнейшем контролировать Египет, чем у светских либералов. Необходимо только, чтобы движение гарантировало лояльность Израилю во внешней политике и соблюдение элементарных прав человека внутри страны, что, как следует из вышесказанного, аш-Шатер и его собратья и сделали.

На этом фоне примечательны некоторые сообщения арабской прессы, согласно которым после "четырех лет переговоров" между американской администрацией и всемирным исламистским движением "Братья мусульмане", во время встречи во Франкфурте было достигнуто соглашение о разделе Ближнего Востока. Так, по данным ливанской газеты Al-Diyar, соглашение предполагает, что "Братья мусульмане" возьмут под контроль весь Ближний Восток, а Египет превратится в центр, "контролируемой США исламизации Ближнего Востока и Северной Африки". В ответ "Братья мусульмане" обязуются уничтожить "Аль-Каиду" и возбудить мятежи в Иране - в Белуджистане и Хузестане.

Отметим, что сотрудничество между "Братьями мусульманами" и Вашингтоном уже имело место во время "холодной войны" и войны с советскими войсками в Афганистане. Что касается Ирана, то идеология движения "Братья мусульмане" произрастает из салафизма, а потому в корне враждебна исламским течениям, ставшим врагами Вашингтона - иранским шиитам, сирийским алавитам и ливанской "Хизбалле".

Арарат Мирзоян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM