"Командная экономика всегда тяготеет к суперпроектам, с которыми она справляется порой успешнее преимущественно рыночной", - заявил 4 апреля корреспонденту ИА REGNUM профессор Сергей Лебецкий, комментируя озвученные Александром Лукашенко намерения официального Минска построить вторую АЭС.

Напомним, власти Белоруссии при финансовой и организационной поддержке России строят атомную электростанцию в Гродненской области (БелАЭС) - недалеко от границы с Литвой. При этом Александр Лукашенко настойчиво приглашает японские компании построить в Белоруссии ещё одну АЭС. Так, 20 февраля, принимая верительные грамоты у посла Японии Тикахито Харада, Лукашенко заявил: Белоруссия готова привлечь к строительству атомной электростанции японских подрядчиков. "Если вы решите где-то построить атомную станцию - Белоруссия должна быть в списке первых. Вы должны у нас построить красивую, хорошую атомную станцию - а японцы умеют это делать, на мой взгляд, не хуже, а значительно лучше тех, кто умет это делать", - заявил руководитель Белоруссии перед послами девяти стран, обращаясь к представителю официального Токио. На встрече в Минске 3 апреля с генеральным директором МАГАТЭ Юкиа Амано руководитель Белоруссии напомнил о том, что официальный Минск рассматривает возможность строительства ещё одной АЭС.

По мнению Лебецкого, прозвучавшее 3 апреля заявление Лукашенко может быть вызвано "задержками начала российского участия в строительстве первой БелАЭС и (или) желанием выторговать более выгодные для Белоруссии условия ее строительства и эксплуатации". По оценкам эксперта, в реалистичность проекта "второй БелАЭС" сложно поверить.

"Возможно, это попытка подстегнуть российских партнеров, намек, что вторая станция может строиться без участия России, - сказал профессор. - Экономический смысл строительства и первой станции вызывает некоторые сомнения. Большая часть электроэнергии (во всяком случае в первое десятилетие ее работы) уйдет для погашения кредита. Возможно, впрочем, кто-то считает, что России долги можно не отдавать".

"Ещё большие вопросы вызывают возможные экологические издержки эксплуатации первой АЭС. Островецкая площадка выбрана явно как ответ на размещение АЭС в Литве в 2 км. от границы с Белоруссией. А ведь по розе ветров её нельзя было там строить. Оттого и литовцы выбрали восток страны, - отметил Лебецкий. - Ветер с Островца дует преимущественно в сторону Минска".

"Конечно, следовало бы вести тяжелые и длительные переговоры с Литвой о переносе строительства обеих станций (первой белорусской и литовской). Если же переговоры ни к чему не привели бы, то белорусскую станцию следовало бы строить в максимальной близости от литовской", - считает Лебецкий.

"Беда наша в том, что Белоруссия ни с кем не может вести нормальные переговоры - по субъективным причинам, прежде всего", - сказал в заключение экономист.

Как сообщало ИА REGNUM, БелАЭС в Гродненской области Белоруссии будет построена по российскому проекту АЭС-2006, разработанному ОАО "Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт "Атомэнергопроект" (входит в российскую госкорпорацию "Росатом"). Российские специалисты построят "под ключ" два энергоблока атомной электростанции общей мощностью 2400 МВт с реакторной установкой В-491. Первый блок БелАЭС должен быть запущен в 2017 году, второй - в 2018 году. Российская сторона выделила кредит в $10 млрд на реализацию проекта БелАЭС.

Напомним, 23 декабря Александр Лукашенко во время пресс-конференции для белорусских журналистов заявил о том, что по планам будет построено два энергоблока БелАЭС, а в перспективе, может быть, белорусская АЭС будет состоять из четырех энергоблоков. Также напомним официальный Вильнюс возражает против возведения БелАЭС, имеет претензии к строительству Балтийской АЭС в Калининградской области, но сам намерен построить Висагинскую АЭС - генподряд отдан японской компании Hitachi, которая намерена построить в Литве (недалеко от границы с Белоруссией) "блок типа ABWR фукусимского типа".