В последнее месяцы обстановка вокруг Ирана заметно обострилась. Cо стороны США, ЕС и ряда стран НАТО усиливается санкционное давление на ИРИ, вызванное развитием ядерной программы в этой стране. Вводимые санкции не только выходят далеко за рамки соответствующих резолюций СБ ООН, но по сути носят экстерриториальный характер. Это затрагивает интересы третьих стран, включая Россию, которая опасается выплескивания конфликта за пределы региона.

По данным МАГАТЭ, с 2003 года Тегеран ведёт разработки в области военного использования энергии атома. Согласно источнику, Иран проводит исследования по созданию ядерного оружия и располагает всеми необходимыми для этого ресурсами. Власти Ирана со своей стороны утверждают, что не занимаются созданием атомного оружия, а ядерная программа страны служит исключительно мирным целям. Тем не менее, этот предмет традиционно - по крайней мере, с середины 1990-х гг. - является почвой для столкновений Исламской республики с Западом.

Ключевым аспектом ситуации вокруг иранской ядерной программы является противостояние региональных амбиций шиитского Ирана и суннитских монархий Персидского залива во главе с Саудовской Аравии, на которое накладывается стремление Израиля и США обеспечить свою "тотальную безопасность".

Нельзя рассматривать международную ситуацию вокруг Ирана без учета внутриполитической составляющей. В марте 2012 г. в Иране прошли парламентские выборы, которые продемонстрировали консолидацию общественных сил вокруг правящего режима на фоне относительно высокой явки избирателей. Выборы также подтвердили готовность большинства кандидатов работать на общую задачу - укрепление исламского строя республики и позиций ее верховного руководителя. Однако серьезным дестабилизирующим фактором внутриполитической обстановки остается экономическая политика кабинета Ахмадинежада, нацеленная на обеспечение полного контроля над национальной экономикой. Сложившаяся в стране ситуация чревата ухудшением социально-экономического положения и усилением протестных настроений в массах. Поэтому Тегеран вынужден использовать любую возможность для сплочения населения, акцентируя внимание на ситуации в ряде арабских государств и на недостатках политики, проводимой странами Запада по отношению к Ирану. Дополнительную обеспокоенность Тегерана вызывают ряд негативных тенденций международной ситуации: намерения правительства Израиля нанести точечные удары по ядерным объектам Ирана, возможное подключение к этой операции США, эскалация гражданского противостояния в Сирии, и угроза военной провокации в Ормузском проливе.

В свете вышеизложенного, можно выделить три основных сценария, по которым может пойти развитие международной ситуации вокруг Ирана в ближайшей перспективе.

Согласно первому сценарию, участникам конфликта удается удержать противостояние в мирных рамках и достичь консенсуса по отдельным вопросам. Эскалация конфликта не в интересах Ирана в связи с предстоящим в апреле с.г. вторым туром парламентских выборов. На фоне президентской избирательной кампании в США Белый дом также будет особенно избирательно реагировать на международные стимулы. Война не выгодна ОАЭ, которые, несмотря на нерешенный территориальный спор с Ираном и действующий режим санкций, продолжают получать выгоду от торговли с ним. Конфликт не выгоден Оману, имеющему свой "контрольный пакет" в Ормузском проливе и проводящему самостоятельную внешнюю политику. Финансовый кризис и режим санкции не позволяют как странам Запада и Ирану выделять большие средства, связанные с эскалацией конфликта. Кроме того, возможное смягчение экономических санкций в перспективе может побудить Иран к диалогу. Таким образом, стороны вновь могут вернуться за стол переговоров и возобновить работу в рамках "шестерки".

В случае реализации второго - кризисного - сценария возможна эскалация конфликта вплоть до использования вооруженных сил. Наиболее вероятным видится военное столкновение Ирана и Израиля. Тегеран ставит под сомнение право Израиля на существование, в то же время Тель-Авив фактически ведет диверсионную войну против Ирана, которая включает кибератаки, подрывы на ядерных объектах и убийства ученых-ядерщиков. Менее значительным видится риск столкновения между Ираном и Саудовской Аравией. Иран имеет серьезные инструменты влияния на расстановку сил на Ближнем Востоке. Во-первых, это спектр военно-политических организаций в Ираке, во-вторых, конспиративное подполье в суннитских монархиях Персидского залива - Саудовской Аравии, Бахрейне, ОАЭ и ряде других стран. Иран чувствует себя увереннее, проецируя влияние невоенными или паравоенными средствами, однако он не готов к масштабной региональной конфронтации. Не проявляют готовность к войне на этом этапе и саудиты.

В краткосрочной перспективе наиболее вероятным видится стагнационный сценарий. Он предполагает сохранение статуса-кво и торможение переговорного процесса при дальнейшем взаимном нежелании сторон идти на уступки.

Для России эскалация конфликта вокруг Ирана является жизненной угрозой ее интересам. Дестабилизация ИРИ приведет к деградации ситуации на южных границах России, прежде всего на Кавказе, и на Ближнем и Среднем Востоке в целом. В интересах Москвы продолжить настойчиво продвигать подходы, формирующие конструктивную альтернативу политике давления и конфронтации и выступать против любого военного варианта решения. Одновременно России необходимо добиваться деидеологизации иранского досье и побуждать партнеров вырабатывать свои подходы на принципах справедливости, законности и взаимности. Кроме того, должны быть учеты права на ИРИ развитие мирной ядерной программы. Выход видится в проявлении конструктивного подхода со стороны Ирана по снятию озабоченностей мирового сообщества относительно характера своей ядерной программы. Действенными шагами со стороны Тегерана в данном контексте были бы такие меры, как ратификация Дополнительного протокола к соглашению о гарантиях МАГАТЭ, а также Договора о запрещении ядерных испытаний.

Данияр Аляутдинов

Студия прикладного анализа МГИМО (У) МИД РФ