"В подобной ситуации собственная АЭС может стать серьезным аргументом для снижения рисков вооруженного противостояния ", - заявил 3 апреля корреспонденту ИА REGNUM белорусский экономист Александр Синкевич, комментируя экономические и оборонные мотивы создания Белорусской АЭС в условиях острого политического конфликта с Евросоюзом.

Напомним, власти Белоруссии при финансовой и организационной поддержке России строят атомную электростанцию в Гродненской области (БелАЭС) - недалеко от границы с Литвой. При этом Александр Лукашенко настойчиво приглашает японские компании построить в Белоруссии ещё одну АЭС. На встрече в Минске 3 апреля с генеральным директором МАГАТЭ Юкиа Амано руководитель Белоруссии в очередной раз повторил своё пожелание.

По мнению Синкевича, заявления руководителя Белоруссии о наращивании ядерного потенциала республики имеют несколько аспектов, в т.ч. экономический. "Как известно, после аварии АЭС в Фукусиме во всем мире наблюдается очередной всплеск скептицизма по отношению к теме атомной энергетики. В то же время белорусское руководство настойчиво идет к заявленной цели запуска своей АЭС, даже невзирая на серьезные экономические проблемы в стране. Экономическая целесообразность данного проекта под большим вопросом, как, впрочем, и всей отрасли атомной энергетики в мире", - сказал эксперт.

"Белорусская АЭС представляет, по сути, закрытый ящик с минимумом публичных данных, что не позволяет достоверно просчитать ее экономическую эффективность. Достоверно известно лишь то, что в балтийском регионе вскоре ожидается появление нескольких АЭС в соседних странах (в Польше, Литве и Калининградской обл.). В результате этого может возникнуть серьезная конкуренция за местный рынок сбыта электроэнергии, который в ближайшей перспективе может не вырасти, а даже сжаться из-за неутихающего мирового кризиса", - сказал Синкевич.

Белорусский экономист считает, что недостаток опубликованной информации по проекту БелАЭС вполне оправданно вызывает ряд сомнений не только у экологов, но и у политологов, экономистов. "Возможная диверсификация поставщиков энергоносителей для уменьшения белорусской зависимости от российской нефти и газа тоже не может служить причиной для строительства АЭС: станция строится на российские кредиты и работать будет на российском топливе. Некоторая диверсификация может произойти только после запуска второй АЭС - если, конечно, она будет построена не по российскому проекту, а, например, по японскому", - отметил Синкевич.

"Насчет финансирования второй гипотетической АЭС пока вообще ничего неизвестно, а касательно первой АЭС непрозрачная схема финансирования с участием российских контрагентов вкупе с неожиданно возросшей стоимостью объекта (с 6 до 9 млрд. долларов) вызывает серьезные подозрения в коррупционной составляющей проекта", - добавил Синкевич.

"Причина столь настойчивого лоббирования своей АЭС может заключаться не в экономических соображениях, а в политических и стратегических. Безусловно, наличие собственных ядерных объектов - колоссальная прибавка к имиджу и авторитету любого государства. Кроме того, столь высокотехнологичная отрасль способна стать локомотивом всей экономики Белоруссии, не говоря уж про серьезную загрузку строительного комплекса страны во время строительства АЭС", - констатировал Синкевич.

"Но есть и иные соображения, связанные с обеспечением национальной безопасности, - продолжил эксперт. - Как известно, международная обстановка вокруг Белоруссии с каждым месяцем накаляется. Уже дошло до отъезда европейских послов и заявлений высокопоставленных оппозиционеров о необходимости ввода войск НАТО. Именно наличие ядерных объектов у Ирана в настоящий момент удерживает противников Тегерана от силовых акций, что недавно было признано аналитической службой Конгресса США. Таким образом, реальность появления белорусской атомной энергетики достаточно высока, даже независимо от экономической выгодности проекта".

Как сообщало ИА REGNUM, БелАЭС в Гродненской области Белоруссии будет построена по российскому проекту АЭС-2006, разработанному ОАО "Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт "Атомэнергопроект" (входит в российскую госкорпорацию "Росатом"). Российские специалисты построят "под ключ" два энергоблока атомной электростанции общей мощностью 2400 МВт с реакторной установкой В-491. Первый блок БелАЭС должен быть запущен в 2017 году, второй - в 2018 году. Российская сторона выделила кредит в $10 млрд на реализацию проекта БелАЭС.

Напомним, 20 февраля Александр Лукашенко, принимая верительные грамоты у посла Японии Тикахито Харада, заявил: Белоруссия готова привлечь к строительству атомной электростанции японских подрядчиков. "Если вы решите где-то построить атомную станцию - Белоруссия должна быть в списке первых. Вы должны у нас построить красивую, хорошую атомную станцию - а японцы умеют это делать, на мой взгляд, не хуже, а значительно лучше тех, кто умет это делать", - заявил руководитель Белоруссии перед послами девяти стран, обращаясь к представителю официального Токио.

Ранее, 23 декабря Александр Лукашенко во время пресс-конференции для белорусских журналистов заявил о том, что по планам будет построено два энергоблока БелАЭС, а в перспективе, может быть, белорусская АЭС будет состоять из четырех энергоблоков.

Напомним также, официальный Вильнюс возражает против возведения БелАЭС, имеет претензии к строительству Балтийской АЭС в Калининградской области, но сам намерен построить Висагинскую АЭС - генподряд отдан японской компании Hitachi, которая намерена построить в Литве (недалеко от границы с Белоруссией) "блок типа ABWR фукусимского типа".