"Пропаганда гомосексуализма приняла в современной России широкий размах", - так пишут в пояснительной записке депутаты Новосибирской облдумы, предложившие в Госдуму проект закона о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. И далее поясняют: "Такая пропаганда ведется как через средства массовой информации, так и через активное проведение общественных акций, пропагандирующих гомосексуализм как норму поведения. Особенно она опасна для детей и молодежи, еще не способных критически отнестись к той лавине информации, которая обрушивается на них каждый день. В связи с этим необходимо оградить в первую очередь подрастающее поколение от воздействия гомосексуальной пропаганды, эту цель и преследует настоящий законопроект".

По весне российские власти решительно взялись за национальную нравственность и традиционные ценности. Почти синхронно законодатели Санкт-Петербурга и Новосибирской области перешли в активную фазу борьбы с популяризацией гомосексуализма, при помощи юридических инструментов. Депутаты петербургского ЗАКСа, под водительством председателя комитета по законодательству Виталия Милонова, добились подписания местного законопроекта. Сибиряки пошли дальше - прямиком в нижнюю палату Федерального собрания. И внесли проект, который позволит искоренять это явление в государственных масштабах. Ведь это постановление будет, разумеется, еще и всячески способствовать развитию экономики страны. Или укреплять боевой дух российской армии. Или всемерно помогать расцвету культуры и образования.

А с 30 марта в Санкт-Петербурге "публичные действия, направленные на пропаганду мужеложства, лесбиянства, бисексуализма, трансгендерности среди несовершеннолетних" уже финансово наказуемы. Под развращающими и корёжащими неокрепший разум действиями понимается "...деятельность по целенаправленному и бесконтрольному распространению общедоступным способом информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних, в том числе сформировать у них искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных брачных отношений". Как всегда за громкими речами кроются крайне расплывчатые формулировки. Из текста закона совершенно непонятно кто будет решать пропаганда это или нет; какие же такие деяния квалифицируются как популяризация сексуальных меньшинств; что, собственно, должно быть изображено, написано, сказано. Толковать данный нормативный акт можно максимально широко и глубоко.

"Я поведу тебя в музей...."

Одним из очагов, целенаправленно (хотя и не бесконтрольно) популяризирующим в различных формах культуру сексменьшинств в нашем городе, несомненно, является главный музей страны - Государственный Эрмитаж. В его залах сконцентрировано такое количество произведений на заданную тему, что депутатам хватит работы не на один их депутатский срок. Одна лишь коллекция античных древностей насчитывает свыше 106 тысяч единиц. Работы - невпроворот. Произведения искусства должны пройти жесткую селекцию: какие из них могут быть доступны взорам посетителей, а какие - нет. Отборщикам при этом следует руководствоваться критериями хорошего вкуса. Разумеется, собственного. Не отвлекаясь на всякие, мешающие столь капитальному занятию, искусствоведческие мнения. Но смотреть на возможные последствия надо шире, предотвращая их в зародыше. Значит, стоит задуматься - не устранить ли совершенно и полностью из музейных залов (не только эрмитажных) работы (или их копии) художников, в свое время замеченных или обвинявшихся в содомии? Произведения Караваджо, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Бенвенуто Челлини, Константина Сомова, Кузьмы Петрова-Водкина и еще всякого рода творцов, имевших неосторожность иногда (или всю жизнь) предпочитать мужской пол женскому.

Лукино Висконти, Стивен Фрай, "Горбатая гора" и другие

Оружием массового поражения в свете возможного закона окажется и важнейшее из искусств. Среди заграничных режиссеров и актеров людей с нетрадиционной ориентацией хватает. И, что не редкость, об этом отлично осведомлены не только близкие и друзья, но и потенциальные зрители. Основная аудитория большего количества западных кинокартин - подростковая. А значит, под этим предлогом сначала можно сократить, а позднее и вовсе запретить прокат кинокартин, которые снимают режиссеры-гомосексуалисты или в которых снимаются актеры со схожей ориентацией. Качество кинокартин, их художественный уровень и содержание волновать отборщиков будут вряд ли. Гораздо важнее, каковы предпочтения постановщиков и исполнителей. Скажем, из программ киновузов уберут изучение фильмографий Лукино Висконти и Педро Альмодовара, Пьера Паоло Пазолини (индульгенцией ему, правда, могут послужить левацкие взгляды) и Райнера Вернера Фассбиндера (он, ко всему, был еще наркоманом, пьяницей и дебоширом). Ведь это все тоже пропаганда, пусть и косвенная. Студенты, вестимо, люди уже совершеннолетние, но для профилактики не помешает. Мало ли что...

Тех же "Шпионов из Кембриджа" Тима Файвелла, "Горбатую гору" Энга Ли, "Вдалеке от рая" Тода Хэйнса или "Одинокого мужчину" Тома Форда после принятия закона с размытыми определениями телеканалы навряд ли решаться поставить в сетку вещания. Из опасений оказаться обвиненными в распространении соответствующей информации. А уж про картины вроде "Я люблю тебя, Филлип Моррис" Гленна Фикарра и Джона Рекуа или ранние фильмы Кена Рассела даже и заикаться не стоит. В тот же перечень с легкостью добавятся работы с участием Стивена Фрая, Руперта Эверетта, Иена Маккелена (снимался в "Гарри Поттере" и "Властелине колец"), Жана Марэ (целая серия фильмов "плаща и шпаги"), Джона Гилгуда.

И совсем уж особь статья - литература и музыка. В этой области бойцы за достойный нравственный облик сограждан и согражданок наверняка найдут где развернуться. Причем начиная с сочинений античности и до наших дней. Исполнение во время спортивных матчей, на которых присутствуют дети, песни "We Are The Champions" видимо тоже будет караться по всей строгости закона, как и преподавание в детской музыкальной школе произведений Чайковского.

Все вышесказанное, ясное дело, абсурд и дичь. Но разве не выглядит странной идея будущего закона? Разве не нелепы другие постановления и предложения? К примеру, о введении ЕГЭ в бакалавриате. Или статья 45 "Закона об образовании"... Уловить извивы депутатских мыслей нет решительно никаких шансов. А посему и на возобладание здравого смысла полагаться почти бессмысленно.

ИА REGNUM попросило прокомментировать данную законотворческую инициативу адвоката Дмитрия Бартенева.

Закон все-таки говорит о запрете пропаганды в виде целенаправленного и бесконтрольного распространения информации о сексуальных меньшинствах, которая может нанести ущерб. А Эрмитаж не является организацией, целенаправленно распространяющей какую-либо информации для детей. В его случае это относится ко всем посетителям. Поэтому как минимум это не так. И я не вижу основания для беспокойства в этом вопросе.

Закон, безусловно, может широко применяться и, конечно, может быть направлен на подавление свободы слова в более широком смысле. Но если смотреть на текст данного закона, то я, как юрист, вижу, что там совершенно четко ограничена ситуация бесконтрольного и целенаправленного распространения информации среди детей. Если на фильмах указано "Не рекомендован для просмотра лицам младше 18 лет", то это уже контролируемое распространение. Речь, скорее, идет о детских фильмах, где могут затрагиваться проблемы... ну, к примеру... притеснения подростков-геев в школе. Фильм, допустим, рассказывает о том, что так делать плохо и нельзя. И его целевой аудиторией являются не только взрослые, но и подростки. В этом случае может возникнуть предлог для запрета. Но, поскольку реальных таких примеров я не знаю, то пока можем говорить лишь теоретически. Мне очень сложно представить, где этот закон может быть реально применен.

Хотя, с другой стороны, вот депутат Виталий Милонов хочет оштрафовать Мадонну во время ее концерта. И это, конечно, очень яркий пример, когда этот закон, по мнению законодателей, написавших его, направлен на ограничение, в том числе, допустим, искусства в широком контексте. То бишь, не там где это касается именно детей. Можно сказать, что сам законодатель видит необходимость применения этого закона для борьбы с искусством не(!) направленным на детей. Что, безусловно, говорит - закон дискриминационный. И что он допускает, по сути, неограниченную свободу толкования и так далее. Но опять же... Возможно, для прохода на ее концерт есть ограничения по возрасту... Я не знаю. Но, безусловно, это противоречит закону. Концерт Мадонны не адресован подросткам. То, что они там могут оказаться, это их проблемы. Но цели - показать детям такое представление - нет.