Одна из главных проблем Казахстана в том, что мы - пиар-государство, и стремление пиариться, пускать пыль в глаза, громогласно заявлять, что у нас все хорошо, не обошло стороной и медицинскую отрасль. В советское время мы отчитывались по количеству коек: чем больше, тем лучше. Сейчас мы отчитываемся по количеству отстроенных суперсовременных медицинских центров с дорогим оборудованием. Об этом в интервью ИА REGNUM заявила президент общественного фонда "Амансаулык" Бахыт Туменова. По ее мнению, в настоящее время болезнью по имени "центромания" заболела вся система оказания медуслуг в Казахстане. Между тем, в условиях большой, неравномерно населенной территории Казахстана, государство должно стремиться к максимальной децентрализации службы, которая обеспечит доступность. А высокоспециализированные медицинские центры должны быть межрегиональными, создаваться на базе клиник медицинских вузов.

ИА REGNUM: Не так давно из тюрьмы решением президента был выпущен на свободу бывший министр здравоохранения Жаксылык Доскалиев. Можете ли вы дать оценку этому событию?

Во-первых, Доскалиев вышел на свободу по помилованию, то есть, признав вину. Для такой категории людей (чиновник высокого ранга), как Доскалиев, наказанием является не только лишение свободы, а сам факт его осуждения, привлечение к ответственности и общественный резонанс.

Я не думаю, что в его деле, коррупционной составляющей больше, чем у других чиновников. В стране цветет махровая коррупция. О ней постоянно говорят, ею попрекают, постоянно призывают к борьбе с ней. Но все доводы оказываются бесполезными, потому что коррупция у нас развивается по принципу: чем выше по линии чина - тем больше. В стране, где нет справедливых судов и справедливого расследования, где за каждым делом стоит политическая подоплека, когда выдергивают отдельных людей и устраивают над ними показательные суды, в обвинении Доскалиева в коррупции, как мне кажется, кроются и другие, пока неизвестные нам мотивы.

Последняя речь бывшего министра здравоохранения в суде перед обвинением, когда он подчеркнул свою преданность президенту, лишний раз подтверждает, что судьба высоких чиновников в Казахстане всецело зависит от одного человека, который подобно гоголевскому Тарасу Бульбе, "и родит, и убивает".

Но по-человечески я рада, что Доскалиев вышел на свободу. Убеждена в том, что мера наказания в виде лишения свободы должна применяться в иных случаях. Если преступление носит экономический характер, наказание тоже должно носить "экономический" характер.

ИА REGNUM: По какой причине? По причине болезни?

В самом начале процесса, когда его обвиняли в симуляции болезни, в интервью я говорила о необходимости честной медицинской экспертизы. У нас есть грамотные эксперты, но и грамотных, и одновременно честных экспертов, по большому счету, не хватает: потому что и дела, и процессы, и экспертиза часто политически мотивированы. И сейчас, видя Доскалиева по телевизору, глядя на фотографии, я прихожу к мнению, что он болен и был болен, и, скорее всего, на момент ареста у него произошел инсульт. Но ведь осматривавшие его тогда российские эксперты, сделали заключение, что он симулирует болезнь. Одно хотя бы это указывает на то, насколько уголовное дело было, на мой взгляд, неоднозначным.

ИА REGNUM: Но ведь что-то ухудшилось или улучшилось после ареста Доскалиева? А вообще, можно ли сказать, какой из министров здравоохранения был лучшим или худшим на своем посту за годы независимости и почему?

Ничего не улучшилось и не ухудшилось, ничего не изменилось. Был ажиотаж, но он всегда возникает, когда дело касается высоких чинов. Просто для некоторых стало удобным списывать на него все недостатки системы медицинских услуг, которые существовали и до этого. Другие понимали - проблемы носят системный характер, и руководитель, по большому счету, мало что решает. Ведь все, что делается в стране, не зависит от одного министра. Менять надо систему.

Трудно сказать, кто был лучшим или худшим на посту министров здравоохранения. Возможно, в этом вопросе есть доля моего субъективизма, но, на мой взгляд, большой вклад внесли именно те люди, которые работали в этой сфере в самом начале становления независимости нашей страны. Тогда им было труднее: экономический кризис, связанный с распадом Союза, скудный бюджет, массовая миграция, тотальная безработица, задержка заработных плат и пенсий. Но, с другой стороны, было много того, чего нет сейчас: дух перемен, новые веяния, свобода слова, мнений, честные выборы, не было такого авторитарного давления сверху, в дело преобразования страны вступили новаторы, которые работали не по команде, а от души.

В системе оказания медицинских услуг начали впервые говорить о стоимости медицинской услуги, о необходимости страховой медицины, вводились рыночные механизмы, появилась частная медицина, нужно было менять менталитет не только пациентов, но и самих медицинских работников.

И тогдашний главный врач страны Толебай Рахипбеков, сторонник общественного здравоохранения, закладывал фундамент новой системы здравоохранения. Его реформы учили, как считать деньги, как их зарабатывать и как их эффективно использовать в сфере медуслуг. Его подходы старались учитывать особенности Казахстана, и были направлены, в первую очередь, на обеспечение доступности медицинской помощи через модернизацию первичного медико-санитарного звена, которое является основой профилактической медицины.

С 2000-х годов начался период "деньгопада", появился не дефицит, а профицит бюджета, появились откаты, стали закупать ненужное дорогое оборудование, расцвела коррупция, погасли инициативы, больше стали работать по команде сверху, большими начальниками становились люди не только по профессиональным качествам, а по принципу личной преданности. И начался совсем другой период, как в развитии страны, так и отечественного здравоохранения.

С приходом к министерскому креслу Доскалиева, врача-хирурга, приоритет в развитии медицины стал отдаваться развитию высокоспециализированной медицинской помощи, которая, конечно, также нужна стране. Но сегодня, если ставить на чашу весов приоритеты, то главным, я считаю, должна была стать "первичка", то есть, первичная медико-санитарная помощь, которая обеспечивает профилактическую направленность и доступность.

Уверена в том, что большинство тех, кто сегодня занимают министерские кресла, в то тяжелое время не смогли бы вытянуть страну. Но многие, кому тогда хватило сил и напора справиться с трудностями, недоработали до лавров. Но время, которое является самым лучшим экспертом, в будущем даст более верную оценку всему, всем и каждому.

ИА REGNUM: Известно, что в Казахстане выдвинуты на обсуждение две схемы развития здравоохранения - гарвардская, разработанная зарубежными партнерами, и интегрированная, плод стараний казахстанских экспертов. Какой вы видите реформу системы здравоохранения?

Начнем с того, почему, когда мы вводили обязательное медицинское страхование лет десять назад, оно не прижилось в стране? Ответ: не только потому, что глава Фонда обязательного медицинского страхования Талапкер Иманбаев, якобы, при поддержке высокопоставленных чиновников унес или своровал эти деньги. Просто выбранное время было не самым подходящим для подобного рода начинаний.

Период введения обязательного медицинского страхования совпал с распадом Союза, разрывом экономических связей, большой безработицей: тогда государство не смогло потянуть такую ношу, как оплата медицинской страховки пенсионерам, детям и безработным, и мы переключились на нынешнюю систему оказания государственных медицинских услуг.

Я думаю, что бюджетная система здравоохранения, которая успешно работает во многих европейских странах, в том числе и в Великобритании - более приемлема для нынешнего Казахстана, потому что она профилактическая, доступная, в ней приоритет "первички". Да и потому что нас всего 16 млн. человек, и мы богатая нефтяная страна.

В целом, я не против обязательного медицинского страхования, но есть некоторые "но", по которым эта модель может потерпеть фиаско:

1. Не секрет, что в нашей коррумпированной стране работодатели прячут часть своих доходов, часть заработной платы выдается в конвертах. То есть, вероятность того, что отчисления будут поступать в фонд обязательного медицинского страхования не в полном объеме, очень велика.

2. В стране существует категория "самозанятых" в количестве 2,5 млн. человек. Большая часть из них чаще всего не декларирует свои доходы и считается безработной. Кто будет оплачивать их страховку? Государство?

В мечты о том, что введение сооплаты за медицинские услуги будет сдерживать коррупцию в системе здравоохранения, я не верю. Если коррупция вросла во все сферы нашего общества, то решить эту задачу и устранить коррупцию в отдельно взятой отрасли просто невозможно. Поэтому для нынешнего Казахстана со всеми его вышеперечисленными болезнями наиболее приемлемым является сохранение нынешней бюджетной системы здравоохранения. Но только при условии повышения финансирования системы до 8-9% от ВВП и развития частной медицины с широким вовлечением ее в выполнение на конкурсной основе государственных медицинских услуг.

ИА REGNUM: Какие еще системные проблемы вы видите сейчас в отрасли? Как можно доказать эти проблемы и какие варианты решений существуют?

Одна из наших главных проблем в том, что мы - пиар-государство, и стремление пиариться, пускать пыль в глаза, громогласно заявлять, что у нас все хорошо, не обошло стороной и медицинскую отрасль. В советское время мы отчитывались по количеству коек: чем больше, тем лучше. Сейчас мы отчитываемся за количество отстроенных суперсовременных медицинских центров, купленного дорогого оборудования.

Как представитель общественного здравоохранения ничего не имею против высокоспециализированной медицинской помощи: она важна, она нужна. Но если сегодня мы будем вкладывать больше средств в профилактическую медицину, в развитие первичной медико-санитарной службы, а значит, заботиться о доступности медицинской помощи, заботиться о ранней диагностике болезней, то необходимость супер-дорогого строительства медицинских центров только в Астане уменьшится.

Сегодня, к сожалению, болезнью по имени "центромания" заболела сама система оказания медуслуг. Хотя в условиях большой, неравномерно населенной территории Казахстана, мы должны стремиться к максимальной децентрализации службы, которая обеспечит доступность. А высокоспециализированные медицинские центры должны быть межрегиональными, создаваться на базе клиник медицинских вузов.

За строительством, за покупкой дорогого оборудования нужно не забывать о главном - о самих пациентах и медработниках. Насколько им стало лучше и комфортнее болеть и жить от наших новшеств? Боюсь, что и те и другие много хорошего по этому поводу не скажут.

ИА REGNUM: А почему, на ваш взгляд, скандалы у нас сотрясают в основном, Южно-Казахстанскую область? Совсем недавно там скончались пять беременных женщин. Навскидку еще можно вспомнить инцидент с заражением младенцев СПИДом в Шымкенте и малое количество наказанных за происшествие лиц.

Во-первых, ЮКО - это одна из самых больших областей Казахстана, где проживает порядка 2 млн. человек. Даже согласно нашей статистике, которая сама по себе не всегда корректна, ЮКО занимает первое место по уровню бедности в республике. Там больше безработицы, выше рождаемость и высокий удельный вес многодетных семей.

Показатели бедности и показатели здоровья очень тесно переплетены между собой. Поэтому в бедном регионе показатели будут хуже, чем в другом, более обеспеченном. Это нужно понимать, принимать и не требовать с медиков ЮКО догнать и перегнать Астану. Поэтому стандарты оказания медицинской помощи и ее алгоритмы должны быть разными в зависимости от географических условий, от социально-экономических показателей, от плотности населения, от соотношения сельского и городского населения. Нельзя всех стричь под одну гребёнку!

Но и самим медикам вместо того, чтобы под давлением административного режима осваивать далекие от реальности показатели, нужно понимать свое высокое предначертание, не бояться и отстаивать свои права и права пациентов. Ведь медицинские работники в большой цепочке людей, ответственных за происходящее, занимают далеко не первые ряды.

Само по себе наказание за совершенные ошибки ничего не дает, если не были вскрыты причины и не проведена работа по предотвращению подобных случаев. То, что сегодня в стране идет заражение детей с онкогематологией гепатитом С, пути заражения которого совпадают с заражением ВИЧ-инфекцией, указывает на то, что выводы из шымкентской истории не были сделаны должным образом.

Поэтому сегодня надо поднимать вопросы инфекционного контроля, мотивировать безвозмездное донорство, поощрять пациента на создание своего банка крови заранее на любой экстренный случай. Необходимо просвещать население, меньше использовать инъекции и капельницы, минимизировать процедуры по переливанию крови.

Пока же, в случае с детьми, зараженными гепатитом С, реальность показывает, что судебные процессы, в которых матери и правозащитники отстаивают права маленьких пациентов на здоровье, бесполезны и безрезультатны. Тем временем количество инфицированных детей растет, а к ответу никто не призван.

В прошлом году к нам обратился работник прокуратуры с просьбой помочь с экспертной оценкой одной жалобы. Это был случай, когда пациент с тяжелой травмой попал в одну из городских больниц Алма-Аты, и вышел оттуда, имея целый список серьезнейших заболеваний: гепатит В, С, D и ВИЧ-инфекцию. Чем закончилась эта история? Кто виноват? Насколько я знаю, до этой госпитализации сам пациент и его окружение были здоровы. Но историю то ли замяли, то ли закрыли, во всяком случае, я о ней с тех пор не слышала. Возможно, дело положили под толстое сукно.

Даже самое жесткое наказание за ошибку не будет эффективным, если не вскрыты ее причины, не сделаны правильные и честные выводы, не запущен превентивный механизм, который исключит возможность повторения трагедии. У нас, к сожалению, пока этого не происходит. Здравый смысл не всегда возобладает.

Может быть, и в этом случае мы все пытаемся казаться лучше, чем есть: стараемся встать на цыпочки, чтобы быть выше ростом и красивее, как топ-модели. Но долго на цыпочках не простоишь, да и на высоких каблуках с платформой далеко не уйдешь...

Михаил Пак, Алма-Ата