"Коммунисты, русские и жиды - главное препятствие на пути объединения с Румынией": Молдавия за неделю

Москва, 4 апреля 2012, 05:39 — REGNUM  

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Приднестровью де-факто предоставляется статус российской губернии". Молдавия - Румыния: "Унионизм в Бессарабии - это доктрина умственно отсталых людей". Символика: "Триколор - это фашистский флаг", а "все молдаване - бараны!"

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Приднестровью де-факто предоставляется статус российской губернии"

Маловероятно, что Россия пойдет по пути признания приднестровской государственности, скорее всего, она превратит районы левобережья Днестра в зону стабильности и благополучия. Так считает политический аналитик и журналист Аркадий Герасим, пишет Tribuna. Он отметил, что ставкой этого сценария может быть то обстоятельство, что правобережные граждане Республики Молдова, дескать, должны поверить, что можно жить хорошо, если у тебя есть такой сильный союзник, как Российская Федерация. "Иными словами, будет предпринята попытка "приднестровизации" Республики Молдова", - утверждает Аркадий Герасим.

По его мнению, назначение Дмитрия Рогозина специальным представителем президента России по Приднестровью может привести к изменению политики России в этом регионе, продолжает Tribuna. "Мы должны отталкиваться от предвыборной программы президента Российской Федерации Владимира Путина, который объявил о своем намерении вернуть в виде федеративного союза бывшие составные части Советского Союза. Россияне постоянно проводили в отношении Молдавии политику такого рода: если не хотите быть с нами целиком, то мы вас раздробим, а потом будем собирать по крохам", - сказал он. По его мнению, Россия уже не пойдет по пути грубого вмешательства в своей политике в отношении Республики Молдова, поскольку это может развязать руки Кишиневу для большего сближения с Румынией, Евросоюзом и НАТО.

Было бы неправильным, если бы реакция на назначение Дмитрия Рогозина на должность "специального представителя президента Российской Федерации по Приднестровью" ограничивалась только обсуждением биографии знаменитого борца за "Великую Россию", пишет Jurnal de Chisinau. Основной вопрос, который требует прояснения, не "почему был назначен Рогозин?", а "почему Москва сделала это без консультаций с Кишиневом?". И МИД РМ совершенно обоснованно потребовал разъяснений в этом отношении. Неважно, сколь бы ни была занимательна и "экзотична" фигура Рогозина, каким бы националистическим и "дерзким" ни было его поведение, ставить акцент на его личности было бы ошибочным. Проблема не в нем, сколь непригодным для работы в этой должности кажется нам его резюме. В конце концов, дело Москвы выбирать того, кто будет её представлять. Раз уж он был принят НАТО в качестве посла России, несмотря на его негативные высказывания в отношении этой организации, чего нам протестовать против того, чтобы он представлял Путина в приднестровской проблеме? Мы можем снисходительно отнестись к тому факту, что в годы своей "бурной" молодости Рогозин призывал признать независимость сепаратистских регионов РМ. Почему бы нам не допустить, что он с тех пор "повзрослел" и будет делать только то, что Путин ему позволит. Что действительно неприемлемо, так это то, что зампреду правительства Российской Федерации будет доверено представлять президента России в проблеме территории, принадлежащей РМ.

Рогозин будет участвовать не только в делах, связанных с урегулированием конфликта, продолжает Jurnal de Chisinau. Москва хочет, чтобы российский чиновник "патронировал" всё Приднестровье. Подтверждением этому является объявление о щедрой финансовой помощи в размере 150 миллионов долларов от Москвы для сепаратистского региона. Если бы Москва соблюдала суверенитет и территориальную целостность РМ, как заявляет, то не игнорировала бы Кишинев, обращаясь напрямую к приднестровцам. Что бы сказала Москва, если, например, президент Турции назначил бы специального представителя по Чечне, без предварительного обсуждения с Кремлем, да ещё значительную финансовую помощь предоставил бы, отправив её напрямую в Грозный?

По крайней мере, до сих пор институт специальных представителей президента России предполагал работу над "конкретными вопросами внутренней и внешней политики или решением конкретной проблемы", пишет Jurnal de Chisinau. Примеры: специальный представитель президента России по ближневосточному урегулированию, или по урегулированию кризиса на территории бывшей Югославии, в Таджикистане, Афганистане и т.д. Впервые специальные представители президента России уполномочены принимать участие в общих проблемах территорий, принадлежащих другим государствам. Речь идет об Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье. Если первые два сепаратистских региона, в результате российско-грузинской войны в августе 2008 года, официально признаны Москвой независимыми государствами, то последняя формально принадлежит РМ. Означает ли это, что отныне Россия не считает Приднестровье частью РМ? Весьма красноречив тот факт, что российский президент никого не делегировал представлять его в Нагорный Карабах, хотя Москва состоит в "Минской группе" пяти государств, участвующих в азербайджанско-армянском урегулировании. Это потому, что Россия не претендует на эту территорию или потому, что Баку пока не дал согласие на продление срока аренды радиолокационной станции в Габале, арендуемой Россией?

Что Путин хочет нам сказать? - продолжает Jurnal de Chisinau. К сожалению, большинство реакций до сих пор сходились на обсуждении самой персоны Рогозина, и меньше обращалось внимание на смысл "дипломатического" жеста, агрессивного по отношению к РМ, нарушающего элементарные нормы цивилизованных отношений между государствами, связанными "стратегическим партнерством" и "вековой дружбой", ну и, конечно, это "кудахтанье" не могло понравится энергичному империалисту. И всё-таки, что же Путин хочет сказать нам до своего прихода в Кремль этим неприличным и заносчивым сигналом? Почему Рогозина нельзя было назначить специальным представителем российского президента в приднестровском урегулировании и, таким образом, избежать интерпретации и обиды Кишинева? Наверное, потому, что Москва хочет чего-то другого.

МИД выступил, явно издеваясь, с объяснением того, что перед Рогозиным ставится задача решать вопросы "направленные на укрепление многосторонних связей Приднестровья с субъектами Российской Федерации, защиту прав и интересов проживающих в регионе российских граждан" и что "стабилизация социально-экономического положения Приднестровья... создаст предпосылки к поиску жизнеспособной формулы разрешения конфликта на Днестре", пишет Jurnal de Chisinau. Иными словами, Москва говорит, мы укрепим Приднестровье, свяжем его теснее с Российской Федерацией, чтобы суметь разработать подходящую формулу урегулирования конфликта, подходящую русским, естественно. Приднестровским районам РМ де-факто предоставляется статус российской губернии, за благополучие которой впрягается Рогозин, зампред правительства РФ.

То, что Москва не собирается щадить суверенитета и территориальной целостности постсоветских государств, не представляет секрета с августа 2008 года, продолжает Jurnal de Chisinau. Тот факт, что она не сочла необходимым имитировать соблюдение дипломатических формальностей, вписывается в разбойную стратегию завоевания постсоветского пространства. Разница лишь в конъюнктуре, в существовании Украины, которая может по-другому отреагировать, вместе с ЕС и США, на официальную аннексию приднестровской территории, нежели в случае камуфлированной гуманитарными притязаниями аннексии.

Как бы там ни было, этим назначением игра вокруг приднестровского урегулирования только усложняется, пишет Jurnal de Chisinau. Чтобы добиться успеха, Россия хочет сделать Приднестровье привлекательным для молдаван, то есть положить Европу на лопатки на территории РМ. Если почитать между строк, то в сообщении Москвы как будто говорится, что два берега Днестра встретятся в предполагаемом Евразийском союзе или не встретятся вообще. Посмотрим, каков будет ответ Германии и ЕС. Если правда, что не бывает худа без добра, то в ближайшем будущем Брюссель должен будет приоткрыть дверь для РМ, подводит итог издание.

Лидер общественно-политического движения "Равноправие" Валерий Клименко усматривает в назначении Дмитрия Рогозина специальным представителем президента Российской Федерации в Приднестровье тщательно продуманные действия в деле укрепления позиций официального Тирасполя в переговорах с властями Молдавии, пишет "НИКА-пресс". По его словам, Рогозин, будучи, с одной стороны, опытным дипломатом и переговорщиком по сложнейшим внешнеполитическим проблемам, а с другой - державником и выступающим за укрепление позиций Кремля в том числе и на постсоветском пространстве, обязательно будет настаивать на том, чтобы политические предпочтения приднестровцев в деле урегулирования были учтены, и вряд ли согласится с какими-нибудь предложениями, идущими во вред сложившимся на левом берегу реалиям.

Клименко убежден и в согласованных действиях, которые умещаются в рамки приднестровской проблемы, направленных и на соблюдение интересов в регионе российского ВПК, продолжает "НИКА-пресс". На вопрос, означает ли это, что следует ожидать от Москвы в ближайшем будущем реализации на территории непризнанной республики каких-либо организационных или иных проектов фундаментального свойства, Клименко сказал: "Приднестровье по-прежнему в зоне устойчивой конфликтности, а посему любые вложения сюда не представляются целесообразными, однако действия, направленные, во-первых, на защиту граждан РМ, проживающих здесь, во-вторых, на укрепление позиции в зонах объявленного внимания, будут считаться оправданными".

Комментариев в связи с назначением Рогозина было предостаточно, пишет в своем комментарии "НИКА-пресс". В Молдавии высказали недоумение: почему не посоветовались с нами - все-таки формально Левобережье числится территорией РМ. В Москве, видимо, решили не отвечать, а молчание из-за кремлевской стены означает только одну реакцию: вот именно, формально; Россия здесь "давно правит бал" и, наверное, надолго.

В Тирасполе похвалили Рогозина - в приднестровском понимании "человека острого ума", похвалили Москву (новым властям непризнанной республики вовремя подоспела моральная, политическая и техническая помощь в лице опытного дипломата), продолжает "НИКА-пресс". В Тирасполе же высказали недоумение по поводу недоумения официального Кишинева. Череду обмена мелкими и задиристыми мнениями, очевидно, завершат в Кишиневе парламентские слушания по приднестровскому вопросу, которые, по неофициальным данным, планируется провести как можно скорее и в закрытом режиме. На этом тема "назначение Рогозина" для официальных сторон будет исчерпана. Придется работать и при нем и при любом другом московском посланнике.

А вот для различных наблюдателей, экспертов и политиков поводов будет много посудачить о планах Рогозина и о его возможностях добиться реальных результатов, пишет "НИКА-пресс". Предположили, что он едет в Кишинев-Тирасполь с каким-то своим текстом, похожим издали на "Меморандум Козака" от 2003 года, план ОБСЕ от 2002 года, и "Московский меморандум" от 1997 года. Это вряд ли. Рогозин действительно опытный специалист, чтобы вот так сходу приезжать и трясти пред глазами двух сторон конфликта своим документом. Ответ на вопрос с чего начнет Рогозин следует искать в некоторых заявлениях приднестровского МИДа. А там - призывы вернуться к той части "московского Меморандума", которая считает самостоятельную (независимую от умонастроений в Кишиневе) внеэкономическую деятельность Тирасполя бесспорной и обязательной для достижения в обозримом будущем успехов в переговорах о статусе Приднестровья. Приднестровская дипломатия, находящаяся сейчас на пике своего азарта, напомнила и о том, что сторонам следовало бы вернуться ко всем совместным документам, подписанным ими, как говорится, в здравом уме и крепкой памяти, и возможно приступить к их реализации. Очень может быть, что в Тирасполе указывают на пакет документов, подписанный Ворониным и Смирновым в мае 2001 года. А там еще предметнее; там - о создании совместных пространств: информационного, таможенного, финансового, военного... Не исключено, что Рогозину "майский пакет" будет интересен, который, как ни крути его, сводится к созданию при участии двух территорий некоего общего конфедеративно-федеративного образования с учетом особых традиций на двух берегах. Москва хочет влиять на внутреннюю и внешнюю политику РМ через Приднестровье? Да, хочет, конечно. И чем не способ?

Пока же ближе всех в оценках миссии Рогозина, похоже, оказались те специалисты, которые предположили, что специальный и постоянно действующий посланец Кремля призван "взорвать переговорный формат", продолжает "НИКА-пресс". Если это о формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM), то призван, и может - если не взорвать, так отрезвить и поумерить его пыл. Практика деятельности "семерки" (а вернее сказать "пятерки" - это все, кроме Кишинева и Тирасполя) показывает: она эффективна только для выполнения одной задачи - чтобы ни одна из сторон конфликта не сумела другую сторону конфликта обмануть, обыграть, объегорить, обскакать на повороте, ну, то есть трахнуть по башке каким-нибудь своим выгодным только ей планом. Для выполнения других задачах в переговорах такие разные посредники, гаранты и наблюдатели не годятся. И, наверное, пришло время, когда Москва в очередной раз, но сейчас несколько погромче и понастойчивее, готова повторить свой тезис: приднестровский конфликт - дело сугубо властей Молдавии и решить его можно лишь при активном участии сторон конфликта, т.е. вдвоем. Очевидно, Рогозин с этого и начнет свою миссию на обоих берегах, подводит итог издание.

Молдавия - Румыния: "Унионизм в Бессарабии - это доктрина умственно отсталых людей"

В последние недели кругом все до хрипоты спорят об объединении/необъединении Молдавии с Румынией, о молдавских/румынских символах, о молдавском/румынском языках, об унионистских/антиунионистских маршах и митингах, пишет "Панорама". Поводом послужила очередная, 94-я годовщина, объединения Бессарабии с Румынией в 1918 году. Что можно сказать обо всей этой шумихе?.. В истории все возможно. Возможна и "униря" (молд. "объединение"; в региональном дискурсе употребляется в отношении объединения Республики Молдова с Румынией - прим. ИА REGNUM) каких-то частей нынешней Республики Молдова с Румынией. Первое и главное для этого условие - полный хаос в Бессарабии - успешно обеспечивается правящим Альянсом за европейскую интеграцию. Аргументы типа "Народ против объединения" не выдерживают критики. При чем тут вообще народ? Если "униря" будет сделана, то народ об этом никто и не спросит. Ему просто сообщат по твиттеру, что 200 лучших граждан Румынии в Бухаресте и Кишиневе решили, что так будет лучше, в том числе для его же, народного блага. Не говоря уже об исторической справедливости и духовной высоте такой опции.

Во-вторых, "униря" - это-таки вариант для Бессарабии, продолжает "Панорама". Часть ее территории сможет сразу же оказаться в Европейском союзе и НАТО, а опустившееся до крайней степени вырождения и погрязшее в бесконечных склоках руководство этой территории будет заменено на все-таки более компетентную, уже пообтесавшуюся по Европам румынскую администрацию. Конечно, всех этих местных президентов, спикеров и премьеров придется упразднить, но чего не сделаешь ради великой идеи.

В-третьих, в любом случае следует признать, что унионизм, по крайней мере, в части, касающейся ее сторонников в Бессарабии - это доктрина умственно отсталых людей, которые не способны создать собственное жизнеспособное государства, и не в состоянии придумать ничего более оригинального, чем просто прилепить самую бедную страну Европы к самой бедной стране Евросоюза, пишет "Панорама". Доктрина унионизма, предполагающая простое, как мычание, и прямое, как одна извилина, решение всех сложных проблем Молдавии, есть выражение скудоумия, отсутствия фантазии при фанатичной метафизической убежденности в том, что молдаванам государство не нужно, потому что они, на самом деле, не молдаване, а румыны, а у румын уже есть одно государство. Если есть президент, парламент, правительство и все остальное в Бухаресте, то зачем дублировать то же самое в Кишиневе? Это в преферансе два туза - не один туз, а тут все как раз наоборот.

В-четвертых, если "униря" и случится, то она еще больше высветит тот факт, что бессарабские румыны являются второсортными румынами по сравнению с румынами первого сорта из собственно Румынии, продолжает "Панорама". Те первосортные румыны никогда не будут считать бессарабских румын равными себе, как бы энергично в Кишиневе ни махали триколором, как бы ни драли глотку, крича "Дештяптэ-те, ромыне!" ("Проснись, румын!" - национальный гимн Румынии - прим. ИА REGNUM), и как бы громко ни скандировали "Униря!"

Если кто-то из кишиневских интеллектуалов верит, что в Великой Румынии их будут держать за равных себе, они заблуждаются, пишет "Панорама". При нашей жизни любой бомж в Бухаресте будет считать любого кишиневского профессора испорченным румыном. Такова объективная реальность, и с этим придется смириться, по крайней мере, еще лет на сто. Может, через пару веков совместного проживания этих двух категорий румын что-то и изменится, но мы об этом уже не узнаем, подводит итог издание.

По всей видимости, унионизм как идея, как идеология, как один универсальный, простой ответ на многочисленные вопросы, проблемы и вызовы всегда будет присущ определенному проценту населения Молдавии, пишет "Пульс". И пусть любого государственника эта идея, подразумевающая утрату страной суверенитета, выводит из себя, а любого мыслящего человека не может не смущать элементарная простота, универсальность и отсутствие малейших сомнений в подобной постановке вопроса, с этим можно было бы смириться, это можно было бы даже принять. Как пусть и несколько экзотический, но имеющий право на жизнь элемент плюралистической демократии. Как одну из многочисленных идей развития страны. Которая наряду с другими идеями может стать предметом широкой общественной и экспертной дискуссии. Почему бы и нет? В условиях, когда само государство не сомневается в собственной исторической перспективе, в историческом праве на эту перспективу, не стимулирует саморазрушение, как, с сожалению, происходит сегодня; в условиях, когда процент носителей унионистской идеи не критичен, а аргументы государственников неоспоримы, подобная цивилизованная дискуссия могла бы стать своеобразным сеансом психотерапии для молдавского общества и только укрепить его в мысли о безальтернативности независимого пути развития.

В современном мире свободно гуляет безумное количество идей, многие из которых вполне безумны, почему среди них не может найти место и идея румынского унионизма? - продолжает "Пульс". Тем более что внешне, при всех оговорках, связанных с пересмотром границ и утратой государственности, она может показаться даже вполне безобидной. Общность языка, частично - истории, культуры, традиций. Примеры, которые нам приводят идеологи унионизма в Молдавии и Румынии, как будто тоже пусть и спорны, но мирны и неагрессивны - франкоговорящая провинция Квебек в Канаде. И действительно международное право не может запретить каким-то инициативным группам жителей, объединенным в политические партии Квебека, ощущать себя вначале французами, а потом уже канадцами и даже периодически ставить, в том числе на референдуме, вопрос об отделении Квебека от остальной Канады, с очевидными негативными последствиями для государственности страны. Никто из официальных унионистов по обе стороны Прута не приводит нам в пример Ирландскую республиканскую армию, Тигров освобождения Тамил-Илама или баскские вооруженные группировки. Поскольку это довольно кровавые примеры агрессивного сепаратизма и по международным меркам неприкрытого терроризма. Румынские унионисты говорят нам о языке, культуре, истории, нации. То есть о вещах, пусть и безнадежно, архаично консервативных, антимодернизационных, не вполне даже уместных в современном мире, в котором смешалось всё: кровь, языки, нации, условны границы, - но все-таки вполне безобидных.

Однако чем дальше, тем очевиднее, что унионизм - это своеобразный волк в овечьей шкуре, пишет "Пульс". Что за миоритическим ("Миорица" - румынская пасторальная баллада XIX века - прим. ИА REGNUM) блеяньем скрывается жутковатый нацистский оскал. Каждый раз оказывается, что относительно безопасные для общественной морали декларации о единстве нации оборачиваются ультраправым экстремизмом. Хотя бы потому, что другим нациям в этом трогательном единстве просто нет места. Больше того, они враждебны, противны этому единству, а всё, что ему мешает, воспринимается в качестве инородного и должно быть ликвидировано.

Любой русскоязычный человек, причем не обязательно русский по национальности, практически ежедневно сталкивается в социальных сетях интернета с безапелляционным требованием убираться в "свою" почему-то Сибирь, продолжает "Пульс". И это еще самое легкое. Ибо нацистский преступник, маршал Ион Антонеску легко оправдывается ими по той простой причине, что он уничтожал только коммунистов, русских и "жидов", поскольку именно коммунисты, русские и "жиды" являлись главным препятствием на пути вожделенной унири. По этой же причине маршал Ион Антонеску является их героем, идолом и кумиром. А ведь препятствия, в их понимании, если судить по тому идеологическому продукту, который они порождают, если судить по их интервью, всё те же: коммунисты, русские и жиды. Предметом их идеологического культа является основатель Легиона Михаила Архангела, настоящий, по нынешним меркам, террорист Корнелиу Зеля Кодряну, который также не видел ничего страшного в убийствах, в уничтожении инородцев во имя единения румынской нации. Согласитесь, что под этим углом зрения румынские унионисты выглядят уже не столь безобидными, как мирные квебекские сепаратисты или приверженцы восстановления независимости Тироля, утраченной в 1363 году. Ибо изучается не только сомнительное идейное наследие кумиров, но и их кровавые методы, готовность к которым всё чаще и чаще демонстрируется ими публично. При этом, как всякие ультраправые экстремисты, они одержимы своей навязчивой идеей, которую болезненно считают неоспоримой истиной в последней инстанции, что фактически не оставляет места для оздоровительной общественной дискуссии, подводит итог издание.

Вопрос о восстановлении (правильнее было бы сказать "о признании") румынского гражданства для жителей левого берега Прута (сегодняшняя политика Бухареста относительно предоставления румынского гражданства жителям Молдавии и Украины исходит из того, что после 1940 года, когда Бессарабия была освобождена от румынской оккупации, бессарабцы и буковинцы "не по своей воле" лишились гражданства Румынии, и поэтому в данный момент они и их потомки вплоть до третьего колена имеют право на "восстановление гражданства" по упрощенной процедуре. Таким образом румынское гражданство, уже "восстановили" несколько сотен тысяч жителей Молдавии, а еще от 500 тыс. до 800 тыс. молдавских граждан подали заявку на получение румынского паспорта и ожидают своей очереди - прим. ИА REGNUM) является бесспорно самым обсуждаемым и оспариваемым в спектре отношений Румыния-Республика Молдова пишет Info-Prim Neo. Причины этого очень легко понять, и относятся они, в первую очередь, к тому, что почти все жители республики были, являются или будут связаны с соответствующей политикой румынского государства.

В последнее время можно было отметить значительный прогресс в том, что касается механизма предоставления румынского гражданства румынам, проживающим за пределами страны, следовательно, увеличилось и количество людей, которым было предоставлено гражданство, продолжает Info-Prim Neo. Вполне очевидно, что можно и нужно улучшить соответствующий механизм, но ясно одно: в сравнении с тем, что было несколько лет назад, дела пошли намного лучше. В связи с этим, можно рассматривать вполне естественной чувствительную реакцию молдаван на всякого рода слухи о прекращении или замедлении процесса, даже если на самом деле темпы предоставления гражданства являются стабильными. Именно относительно этих темпов или скорости существовало немало озабоченности со стороны отдельных европейских администраций, которые питались в основном преувеличениями или спекуляциями определенных средств массовой информации, чем полным и эмпирическим знанием данного явления. Но именно по этой причине "миллионы новых (румынских) граждан", а, значит, и европейских, так и не смогли эмигрировать и "ставить под угрозу стабильность Союза" по той простой причине, что этих миллионов просто не существовало. Проще простого. Более того, примерная общая численность составила в 2011 году около 100 000 граждан. Наблюдается определенный рост по сравнению с 2009 годом (когда было предоставлено 21 999 гражданств) и по сравнению с 2010 годом (когда гражданами стали 41 800 человек), однако способность румынского государства обрабатывать поступающие заявления будет стабилизироваться вокруг данной цифры - гражданство получат 100 000 человек в год.

Наблюдается, однако, исход от ошибочной предпосылки, а именно - о якобы предполагаемом массовом предоставлении румынского гражданства румынам, проживающим в соседних с Румынией государствах, которые не являются членами ЕС, пишет Info-Prim Neo. Опущены, однако, два элемента данного уравнения: Румыния не предоставляет гражданство в массовом порядке и не допускает дискриминации. Более того, даже не предоставляет гражданство по этническим принципам, как об этом думают многие из тех, которые недостаточно проинформированы. Правильным термином является "восстановление" гражданства, а это означает, что румынское государство возвращается к прежнему положению дел, когда соответствующие лица или их предшественники обладали румынским гражданством, которого они были насильно лишены в результате советской оккупации, без того, чтобы они или румынское государство дали согласие на это. Следовательно, более молодые заявители должны доказать каждый по отдельности потомство от румынского гражданина до 1947 года. Данный подход применяется, в том числе по отношению к русским и другим национальным меньшинствам, у которых было гражданство Румынского Королевства. Следует также отметить, что предоставление гражданства не является автоматическим процессом, а основанным на каждом личном деле индивидуально. К сожалению, процедура остается достаточно тяжеловесной и бюрократической, несмотря на все достигнутые успехи в 2011 году.

Политика признания гражданства как инструмент исправления исторической несправедливости не является румынским изобретением, она не входит также в противоречие с правилами ЕС и имеет много прецедентов во многих странах-членах, продолжает Info-Prim Neo. Сравнительный анализ показывает, что, например, Германия предоставила гражданство в массовом порядке и по строго этническим принципам немецким меньшинствам Восточной Европы (никогда не обладающим гражданством германского государства: например, трансильванские саксы проживали отдельно от германской нации на протяжении многих веков). Великобритания проводит специальную политику по отношению к бывшим поданным Британской империи, так как и Франция проводила специальную политику по отношению к заморским территориям. Испания использует специальные процедуры для граждан Латинской Америки, а также для потомков политических беженцев, которые спаслись от диктатуры Франциско Франко. Ближе к нам, Польша проводит специальную политику реинтеграции поляков, оставшихся на конфискованных СССР территориях после Второй мировой войны, а Венгрия проводит аналогичную немецкой политику по отношению к венгерским меньшинствам, проживающим за пределами страны.

То, о чем мы говорили выше, являются действительными и полезными аргументами, в первую очередь, для румынской дипломатии, которая должна использовать их для успокоения искусственной истерии, которую поддерживают определенные спекулятивные источники в ЕС, пишет Info-Prim Neo. Фактически, можно сказать, что именно это и произошло, так как видно невооруженным глазом, что эта волна необоснованной критики прошла, мы надеемся, окончательно. Несомненным остается то, что румынскому государству удалось выйти из тупика, в котором оно оказалось на не очень длительное время, а создание Национального органа по вопросам гражданства (НОГ) способствовало значительному улучшению процесса приема личных дел, а заявителям нет необходимости приехать обязательно в Бухарест. Были также исключены существовавшие ранее отдельные ограничения и предоставлена также возможность признания гражданства родственникам третьего поколения. Другое дело, что несмотря даже на достигнутые успехи в этом деле, так называемая "мафия гражданства" процвела, оказывая финансовый ущерб и нанеся значительный урон имиджу румынского государства. К счастью, не так давно значительная часть этой сети в количестве более 40 человек была нейтрализована в результате совместных действий правоохранительных органов, подводит итог агентство.

Эксперты украинской аналитической группы Da Vinci AG считают, что процесс т.н. "мягкой интеграции" Молдавии с Румынией может быть педалирован Бухарестом и "Румыния в перспективе ближайших полутора лет может начать форсировать события и попытаться ускорить процесс сближения государств на экономическом и социально-культурном уровне", пишет "Кишиневский обозреватель". В пользу этой возможности говорит ряд факторов, считают украинские аналитики: внутриполитические проблемы правящих кругов Румынии, связанные с ухудшением социально-экономического благосостояния граждан, будущая предвыборная кампания, в ходе которой будет эксплуатироваться тема "Великой Румынии", а также сужение возможностей для расширения Евросоюза. С каждым годом вероятность вступления в Евросоюз новых членов будет уменьшаться. Европейские чиновники уже открытым текстом заявляют официальному Кишиневу, что перспектива присоединения РМ к Евросоюзу практически равна нулю. Что только играет на руку Бухаресту, который настойчиво дает понять молдавским политикам, что единственный путь евроинтеграции РМ лежит через интеграцию с Румынией.

Официальному Кишиневу, по сути, тоже ничего не остается, как форсировать процесс, продолжает "Кишиневский обозреватель". С одной стороны, потому что другого геополитического выхода у Альянса за евроинтеграцию нет. Евросоюз Молдавии не светит. А Таможенный союз России-Белоруссии-Казахстана для "умеренных" унионистов от власти как кость в горле. Да и если бы они вдруг очень захотели повернуть на Восток, Евросоюз с США им бы не позволили - АЕИ давно и прочно находится под западным колпаком и несвободен в своих действиях.

С другой стороны, Альянс за евроинтеграцию вынуждает разыгрывать румынскую карту ухудшающаяся социально-экономическая обстановка в стране, пишет "Кишиневский обозреватель". И, прежде всего, катастрофическое положение в сельском хозяйстве. Поэтому правящей коалиции нужно как-то отвлечь внимание общественности от текущих проблем. Потому-то правительство и ездит в Яссы, парламенты создают совместные евроинтеграционные комиссии, а Минпросвет издает циркуляры для школ и лицеев об обязательном восхвалении румынского периода в истории РМ - чтобы "возбудить" общество и заставить его на время забыть о социально-экономических проблемах. До сих пор (пока сохранялась угроза досрочных выборов) унионисты от власти действовали скрытно, предпочитая политику мелких шагов - передавали румынам документы, открывали доступ к секретной информации, вводили в штат министерств и ведомств румынских экспертов и советников, позволяли румынским компаниям выигрывать тендеры и конкурсы. Но как только у Молдавии появился президент, необходимость в политике мелких шагов исчезла. И процесс сближения "двух румынских государств" перешел в новую, открытую фазу. Совместные заседания двух правительств, первое заседание совместной комиссии по евроинтеграции парламентов Молдавии и Румынии, полагают политологи, это только начало.

Официальный Бухарест, считают аналитики украинской аналитической группы Da Vinci AG, сейчас будет стараться создать в Молдавии определенную социально-экономическую модель, основными направлениями которой станут унификация законодательной базы Молдавии и Румынии, активизация сотрудничества на уровне правительств и парламентов, диверсификация поставок энергоносителей, совместные проекты в сфере обороны и охраны границ, активная пропагандистская кампания в Молдавии европейской интеграции страны параллельно с активизацией внедрения тезиса о "Великой Румынии", продолжает "Кишиневский обозреватель". Что уже, по сути, происходит. В связи с чем украинские эксперты расценивают возможность реализации сценария интеграции Молдавии с Румынией как "вполне вероятную", подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдавия в ее фактических границах, т.е. без Приднестровья, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, и Буковина, северная часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а южная - территорией Румынии, в X-XI вв. входили в состав Древнерусского государства, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составили части образованного в середине XIV века Молдавского княжества. Пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом, Бессарабия была освобождена в 1812 году российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, вошла в состав Российской империи.

В результате поражения России в Крымской войне 1853-56 гг., по решению Парижского мирного конгресса 1856 года 3 уезда Южной Бессарабии, входившие в состав Российской империи, были переданы Молдавскому княжеству, но по решению Берлинского конгресса 1878 года были возвращены России. Объединившиеся в 1859 году вассалы Османской империи, княжества Молдавия и Валахия составили будущее королевство Румыния, провозглашенное в 1881 году. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице (молдавская письменность существует на кириллице с момента своего появления в XVI веке, но в Бессарабии решением Верховного совета Молдавской ССР 1989 года молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте, в то время как молдаване ПМР сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка; латиница также насильственно вводилась в периоды румынской оккупации Бессарабии в 1918-40 гг. и 1941-44 гг.), были изобретены в конце XVIII века в Трансильвании, входившей тогда (и вплоть до 1918 года) в состав Австро-Венгрии. Решением Берлинского конгресса 1878 года признавалась независимость Румынии, за которой было признано право присоединить к своей территории Добруджу, о. Змеиный (территория современной Украины) и дельту Дуная, однако фактическое признание Румынии Великобританией, Германией и Францией произошло лишь в 1880 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала Бессарабию, аннексия которой никогда не признавалась СССР. После возвращения Советским Союзом Бессарабии и образования Молдавской ССР в 1940 году, в 1941-м Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены Красной армией в 1944 году.

Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики РМ, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.

Символика: "Триколор - это фашистский флаг", а "все молдаване - бараны!"

Северная столица Молдавии - Бельцы - вот-вот попросит суверенитет, пишут "Молдавские ведомости". Объявив себя особой зоной православия и неподчинения центральной власти, Бельцы пошли дальше. На заседании муниципального совета 29 марта мажоритарная фракция ПКРМ приняла решение жить под собственным историческим флагом Молдавского государства. Народные избранники-коммунисты утвердили положение "Об использовании исторического флага государства Молдавского на территории муниципия Бельцы". В принятом документе флаг объявлен историческим символом. В исторической справке, одобренной мажоритариями, подчеркнуто, что нынешняя символика и триколор "не имеют никакого отношения к молдавской государственности". А вот сине-красный биколор, ставший непременным участником уличного сопротивления коммунистов, оказывается, имеет. Авторы положения отмечают: "Унионисты все тщательно продумали, нет исторических символов молдавской государственности, нет и доказательства нашего существования в истории. Нынешняя символика Молдавии является символом румынской провинции. Она также является символом разделенной Молдавии и братоубийственной войны на Днестре в начале 90-х".

В положении записано, что "процесс укрепления молдавской государственности необходимо начинать с замены символики периода "Великой Румынии" на ту, которая более соответствует молдавской государственности и ее исторической традиции", продолжают "Молдавские ведомости". Возрождать Молдавию бельцкое коммунистическое большинство решило с возрождения исторического герба Молдавии, который представляет голову тура со звездой между рогами, с розой и полумесяцем по бокам. "Красно-синий исторический флаг Молдавского государства стал ответом на попытки уничтожить нашу страну и лишить наш народ национального самосознания. Этот флаг утверждает исторические традиции и преемственность молдавской государственности. Это символ утверждения суверенной, независимой Молдавии", - записано в положении.

Оппозиция в Бельцком муниципальном совете, представленная парламентскими партиями, расценила принятие положения как "провокацию" и "спекуляцию", пишут "Молдавские ведомости". Представитель ЛДПМ Влад Гицу заявил, что принятие положения о флаге незаконно, так как нет официального заключения Национальной комиссии по геральдике, а сам муниципальный совет превысил свои полномочия. "Принятие решения означает профанацию государственного флага и узурпацию символа. Оно будет обязательно опротестовано в суде и прокуратуре. Каждый советник ответит за свое решение", - предупредил Гицу. Демократ Петр Аксентий прямо сказал, что принятие положения о флаге - выполнение заказа руководства ПКРМ. Это политическое решение, которое не вписывается в логику так же, как и решение о неповиновении центральной власти. "Это чистая провокация, в основе которой указание партии. Неужели у нас нет более важных вопросов, которые нужно обсуждать?" - спрашивал советник.

Но коммунистическое большинство - 23 советника из 31 - проголосовали за это положение, продолжают "Молдавские ведомости". Законность принятия документа без рассмотрения на Национальном совете по геральдике подтвердил и глава юридического отдела мэрии М. Балан. Он также сообщил, что законодательство не запрещает "вывешивать на территории РМ другие флаги". Так что очень скоро на публичных зданиях муниципия появится новый исторический флаг государства Молдавия.

Для бельцких коммунистов это очередная идеологическая победа, пишут "Молдавские ведомости". Бельцкие коммунисты и народные избранники от ПКРМ сумели продемонстрировать, что лозунг "Бельцы - наш город, и мы его никому не отдадим!", который все громче звучит на массовых митингах, не пустые слова. Сама северная столица постепенно превращается в столицу коммунистическую. Именно здесь все чаще собираются приверженцы крайне левых идей, отсюда формируются колонны недовольных центральной властью и движутся на Кишинев, а партийная казна пополняется за счет местных спонсоров. Неповиновение центральной власти, свой флаг и символы, массовые шествия по улицам, митинги протеста... - все это уже нельзя назвать стремлением к стабилизации и консолидации общества, о которой коммунисты говорили во время недавней предвыборной кампании. Бельцкие народные избранники, как и их партийное руководство в Кишиневе, вышли на тропу войны, подменяя политическими лозунгами и требованиями конструктивную работу в муниципальном совете, подводит итог издание.

Коммунисты выходят на протесты с двухцветным красно-синим флагом, заявляя, что это знамя Стефана Великого, пишет Literatura si Arta. Но так называемый "флаг Стефана Великого" на самом деле - не более чем флаг Ткачука, придуманный "Иудушкой Троцким" молдавской политики, чтобы оболванить тех, кто готов оболваниться. От Стефана Великого сохранилось несколько флагов со Святым Георгием, поражающим змея. Они находятся в монастыре Зограф, основанном великим воеводой на Святой горе Афон (в Греции), и не имеют ничего общего со "стягом", выдуманным Ворониным.

Все это лишь выдумка коммунистов: "молдавский" флаг, созданный по образу и подобию флага Российской Федерации, только без белого цвета, продолжает Literatura si Arta. Русские, несущие двуцветные знамена на своих манифестациях, утверждают, что "это знамя нашего Стефана Великого". Они уже и его у нас конфисковали. И они же нам кричат: "Молдавия - это русская земля!", "Убирайтесь в вашу Румынию!". Чтобы мы оставили их тут и не мешали жить хорошо. Но только с условием, чтобы кто-то из молдаван остался им прислуживать. Это потомки тех, кто депортировал и расстреливал наших родителей, - преступников, наводнивших республику после 1944 года в поисках легкой жизни. И теперь они пытаются навязать нам свои правила.

На территории Республики Молдова действует множество партий и неправительственных организаций, которые открыто пропагандируют животную ненависть к коренному населению, в особенности к той его части, которая считает себя румынами, пишет Literatura si Arta. Все они должны быть немедленно поставлены вне закона. Быть молдавским патриотом для них означает говорить только по-русски или на каком-то коверканном "молдавском", желать вступления в Евразийский союз (бывший СССР), верить, что Путин - наш президент и так далее.

Прекрасно известна патологическая ненависть Владимира Воронина к молдаванам ("все молдаване - бараны!"), о чем он заявил на заседании центрального комитета Коммунистической партии 11 ноября 1989 года, к нашему триколору ("Триколор - это фашистский флаг" - его заявление с трибуны парламента Республики Молдова в 2000 году), продолжает Literatura si Arta. И вместо того, чтобы бросить в тюрьму человека, который нанес ему столько оскорблений, наш "народ" избрал его президентом.

К сожалению, некоторые районные и сельские советы, где преобладают советники-коммунисты, голосуют за то, чтобы эта фальшивка была вывешена над их офисами, пишет Literatura si Arta. Но, товарищи советники, потребуйте для начала, чтобы Ткачук или Воронин показали вам репродукцию этого флага хоть в одной книге по истории, а потом уже подчиняйтесь их приказам поднять его вашими мэриями! До тех пор, пока он не зарегистрирован, его водружение над государственными учреждениями является грубым нарушением законодательства, а те, кто это делает, должны быть привлечены к уголовной ответственности (за профанацию и подмену государственных символов).

Три цвета - красный, желтый и синий - нашего национального флага, который некоторые пытаются заменить всякими импровизированными тряпками, остались еще со времен Иеремии Мовилэ, с 1601 года, и насчитывают более 400 лет совместной истории, продолжает Literatura si Arta. Флаги Стефана Великого также состоят из трех национальных цветов. Мы должны мобилизовать все наши силы для защиты наших ценностей. Включая национальные символы. Триколор принадлежит нам! А что же касается Стефана Великого, то мы можем ответить так: уберите свои грязные лапы от воеводы! Не оскверняйте его имя и память! Стефан звал себя влахом, язык, на котором он говорил, он называл валашским, а свою страну он звал "другая Валахия", "Валахия", "Малая Валахия". Нигде не говорится, что он был "молдаванином" или что он говорил на "молдавском". Противопоставление молдаван и валахов, а позже - молдаван и румын - это дело рук тех, кто в 1812 году разорвал Молдавию на две части, а в 1940 посредством обмана ввел танки, навязал это как "единственную правду" ("Кто не согласен, будет расстрелян или депортирован в Сибирь!"). Сыны Сатаны, члены партии Воронина и других таких же одиозных партий, должны знать свое место, а не строить из себя хозяев страны, которую Всевышний и наши воеводы оставили нам в наследство со всеми ее вековыми ценностями, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: В ряде населенных пунктов Молдавии, включая второй по величине город страны Бельцы, в городских советах которых большинство принадлежит оппозиционной Партии коммунистов, приняли решение о присвоении официального статуса красно-синему знамени с гербом Молдавского княжества. В свою очередь Национальная комиссия по геральдике Молдавии назвала это "надругательством над государственным знаменем" и отказалась регистрировать новый флаг. Принятый в 1990 году государственный флаг Молдавии представляет собой сине-желто-красный триколор, скопированный у Румынии, единственным отличием которого является то, что на флаге Молдавии размещен герб страны - изображение орла-крестоносца, скопированного, в свою очередь, с герба Румынии, и щит с изображением головы зубра.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.