Привнесенные в политическую жизнь и в этические представления обществ стран Восточной Европы европейские либеральные ценности и правила поведения привели к парадоксальному положению вещей, когда западное сообщество вынуждено само отказаться от сервиса политических групп псевдо-либерального характера в данных странах и прибегнуть к партнерству с политическими кругами, весьма далекими от этих ценностей. Реальными политическими силами в странах Восточной Европы стали определенные политические корпорации, представляющие интересы новой бюрократии и предпринимательских кругов. Понятно, что эти политические группы далеки от приоритетов демократии и имеют весьма своеобразные представления о социальной полезности и ответственности. Ясно также, что США и ведущие европейские государства явно не нацелены на то, чтобы добиваться прихода к власти в странах Восточной Европы рафинированных демократов, тем более, что таковые здесь так и не были обнаружены, а более-менее надежных партнеров для проведения приемлемой для Запада политики.

После двадцатилетних поисков реальных партнеров в Армении, западным центрам силы представляется, что в лице президента Сержа Саргсяна и возглавляемой им Республиканской партии таких партнеров удалось обнаружить. Серж Саргсян, занимающий длительное время высокие политические должности, вел постоянную работу с Россией, прежде всего, в сфере обороны и безопасности и хорошо знаком с тонкостями сотрудничества с российскими политиками и функционерами. Видимо, еще до своего избрания президентом, Саргсян предполагал необходимость проведения "нового курса", рассчитанного на усиление сотрудничества с США, НАТО и Европейским Союзом и одновременно продолжение развития отношений в рамках ОДКБ и Евразийского проекта. Армении предстоит продемонстрировать реалистичность данного эксперимента и доказать возможность для небольшой страны проводить многовекторную внешнюю политику. Но, тем не менее, Запад находится в некоторых обязывающих рамках поведения и нуждается во вполне легитимном партнере, а для этого нужны так называемые "чистые выборы" в Армении. В любом случае, выбор сделан и правящей команде предстоит всего лишь избегать наиболее грубых способов проведения предвыборной кампании.

В связи с этим необходимо решить определенные задачи, которые не столь сложны, как это кажется наблюдателям. Еще совсем недавно основным противником правящей команды являлся так называемый Армянский национальный конгресс, который состоит из различных групп маргинального характера и управляется первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном. В действительности, данное наименование, то есть, Армянский национальный конгресс, возникло из-за желания его руководителей замаскировать подлинную сущность этой группы, которая на поверку является Армянским общенациональным движением (печально известный АОД). Довольно длительное время правящие власти опасались популярности этой оппозиционной группы, но время идет и ситуация меняется, и если сегодня АОД и удастся пройти в парламент, то есть преодолеть предвыборный барьер, то только благодаря помощи самих властей. Правящие круги таким образом хотели бы дать некую "политическую взятку" Западу, и "пропустить" АОД в парламент, что является результатом непонимания позиции Запада и его видения ситуации в Армении. В действительности, на Западе нет таких правительств или политиков, которые хотели бы связывать свои политические намерения с группой Тер-Петросяна. Это объясняется не только политической бесперспективностью политиков данной группы, но и ее несомненным негативным прошлым.

Правящий режим Левона Тер-Петросяна, будучи основан на базе альянса маргинальных и криминальных слоев, а также представителей предыдущего коммунистического аппарата, заложил основы новых форм чудовищной коррупции и расхищения национального достояния. Именно в этот период была уничтожена промышленность, откровенно и бесстыдно применялся административный ресурс в выборах всех видов, была внедрена практика использования служебно-зависимого контингента.

В настоящее время, данная оппозиционная группа поддерживается в основном теми слоями населения, которые в период разграбления страны получили свою "долю". Эти слои представляют собой помесь деклассированных элементов и давно обранкротившейся интеллектуально, профессионально, политически и духовно ереванской "интеллигенции". Но главным преступлением АОД стали нескрываемые намерения пойти на неприемлемые уступки по карабахской проблеме, что является большой и отдельной темой. Любое тесное сотрудничество с этой группой ведет власть к обвинениям в "сокрытии" ее предыдущих политических преступлений.

Однако АОД (или, как его сейчас называют, Армянский национальный конгресс) перестал быть главной оппозиционной группировкой, уступив место партии "Процветающая Армения" (ППА), которую возглавляет предприниматель и общественный деятель Гагик Царукян, при определяющем влиянии второго президента Армении Роберта Кочаряна. Данная партия уже накопила значительный политический опыт и, благодаря широкой благотворительной деятельности Царукяна, его материальной помощи крестьянам, нуждающимся гражданам, а также в организации спортивной жизни, стала достаточно популярной среди многих слоев населения. В самое последнее время обнаружилось, что отношения между правящей Республиканской партией и партией "Процветающей Арменией" складываются гораздо драматичней, чем предполагалось ранее, и, скорее всего, лидеры ППА, в число которых сейчас вошел бывший министр иностранных дел Вардан Осканян, приняли решение, что их партии предпочтительней избрать режим конфронтации отношений с властью. Конечно, в данном случае имеет место решение предвыборных задач и применение предвыборных технологий, в связи с чем лидеры "Процветающей Армении" предпочитают играть на оппозиционном поле. Но дело в том, что одновременно речь идет и о заявках относительно внешнеполитической ориентации Армении. Так или иначе, западные политические элиты отвергли партию "Процветающая Армения" как партнера и, тем самым, предопределили ее роль и место, как партнера России. В СМИ Армении в этой связи активно обсуждаются отношения между Робертом Кочаряном и Владимиром Путиным, о которых в целом мало что известно. Но реальность состоит в том, что ни США, ни Евросоюз, ни Россия не оказывают на выборы в Армении решающего влияния, если не считать требований западного сообщества относительно их чистоты.

Внешнее влияние - это навязчивый миф, который тиражируются самими участниками предвыборной борьбы. В действительности, поведение и мотивация населения страны обусловлены совершенно иными местными факторами и условиями. Как и в других странах Восточной Европы, население Армении весьма "прагматично" настроено, ожидает от результатов выборов сугубо личных преимуществ, отдельные наиболее "продвинутые" и "перспективные" молодые люди связывают с ними решение вопросов своей карьеры и успеха в жизни. Но, так или иначе, все это лежит далеко от политико-идеологических приоритетов и взглядов, имеет отдаленное отношение к внешнеполитическим ориентациям и предпочтениям. В Армении политическая идеология пребывает в глубоком резерве и бывает задействованной лишь в моменты, когда предстоит решать такие судьбоносные вопросы, как карабахская проблема, проблема урегулирования отношений с Турцией. Очень скоро, видимо, сразу после парламентских выборов, актуальными станут такие вопросы, как сотрудничество с НАТО и Европейским Союзом, участие в Евразийском Союзе и развитие отношений с Россией и Ираном. При этом, естественно, усилится влияние США, Европы и России на армянское общество. Но в данный момент эти центры силы не могут сыграть большой роли в предвыборной кампании.

Так или иначе, в перспективе в Армении сложится двухпартийная система с участием Республиканской партии и партии "Процветающая Армения". Конечно, только очень ангажированный наблюдатель или эксперт может утверждать, что такая схема является более-менее удовлетворительной с точки зрения нынешних проблем и вызовов, стоящих перед страной. Но на данном этапе стоит задача "чистки" политического поля, исключения из политического процесса сомнительных субъектов политической борьбы и возложение полноты ответственности за внутреннюю и внешнюю политику на двух вполне предсказуемых и управляемых со стороны армянского общества и армянских патриотов партий. В обозримой перспективе очень важно подчинить эти две политические партии национальным и общественным интересам, и это возможно, если партии будут независимыми в организационном и финансовом отношении, вполне самостоятельными. Мелкие управляемые партии в нынешних условиях ничего не вносят в решение проблем, выполняя функцию марионеток. Нужно отметить, что такая двухпартийная система представляет собой идеал для подавляющей части населения Армении, которая находится в стадии формирования новых социумов, прежде всего, мелкобуржуазного свойства.

Игорь Мурадян - политолог (Ереван)