Через несколько дней, 7 апреля, в 12 часов под Ригой, на старом Саласпилсском гарнизонном кладбище, где покоится прах жертв нацизма, состоится очередной субботник. Он будет посвящен приближающемуся Международному дню освобождения узников нацистских лагерей, отмечаемому ежегодно 11 апреля. Традиция подобных субботников за последние несколько лет уже успела прочно укорениться, живо напоминая многим жителям Латвии о причиненном когда-то нацистами зле и о важности недопущения подобных ужасов в будущем.

"Нет могилы - нет и преступления!"

Инициатором проведения данных субботников является известный рижский историк, редактор культурно-публицистического вестника "Клио" Игорь Гусев. Тема преступлений нацизма в Латвии является для него одной из основных. Как сказал сам Гусев в беседе с корреспондентом ИА REGNUM, так получилось не случайно: "Мне, как историку, всегда была интереснее древняя история Латвии и Риги. Однако минувшей войной и нацизмом я начал заниматься, чувствуя долг перед своими родными. Мой родной дядя Валентин был узником концентрационного лагеря в Саласпилсе. К тому же я хорошо был знаком с ныне покойной Эльвирой Михайловной Иляхиной, которая долгие годы возглавляла Латвийское общество узников фашистского режима. И, разумеется, то, что в сегодняшней Латвии кое-кто пытается пересмотреть результаты войны и переформатировать историю, не может оставить меня равнодушным".

Как известно, в годы войны Прибалтика стала ареной для многочисленных зверств. Уже через несколько дней после вступления гитлеровцев в Ригу, команда карателей во главе с Виктором Арайсом 4 июля 1941 года сожгла заживо в столичной Большой хоральной синагоге около 500 евреев. Затем был проведен масштабный еврейский погром. От рук арайсовцев в общей сложности погибло около 26 тысяч евреев. Другими местами массовых убийств в Риге стали Бикерниекский лес, где было расстреляно свыше 46 тысяч человек, Дрейлиньский лес (13 тысяч казненных), Румбула. На старом гарнизонном кладбище в Саласпилсе убили 57 тысяч человек. Концлагеря были организованы в Саласпилсе, Межапарке, Милгрависе, Бишумуйже. Всего в Риге и ее окрестностях нацисты уничтожили 300 тысяч человек, причем исследование тел показало: нередко людей закапывали живьем. В целом, в Латвии погибло 600 тысяч гражданских лиц и советских военнопленных, в Литве - 700 тысяч, в Эстонии - 125 тысяч.

Именно Саласпилс вошел в число наиболее известных символов нацистской жестокости. Здесь был создан один из самых страшных концлагерей "Stalag-350". С октября 1941 года на мучительную смерть сюда начали перемещать евреев из Германии, Австрии и Чехословакии - а чуть позже "Саласпилсский Шталаг" превратился в конечный пункт для эшелонов с русскими военнопленными. Фактически лагерь стал центральным для всех восточных оккупированных территорий. Но наиболее печальную известность это место получило из-за отдельного содержания детей: после прибытия их незамедлительно отделяли от родителей и использовали для отбора крови раненным немецким солдатам. За неполные три года - с октября 1941 года до конца лета 1944 года - здесь нашли могилу более 100 тысяч человек. Точное количество жертв, скорее всего, так и останется неизвестным...

Соответственно, по словам И. Гусева (в свое время снявшего документальный фильм о Саласспилском концентрационном лагере), выбор окрестностей этого городка для проведения ежегодных субботников оказался обусловлен объективными факторами: "Беда данного бывшего лагеря заключается в том, что изначально там устроили мемориал, но не имелось "официальных" могил. В советское время места массовых захоронений узников не были отмечены. Сегодня могилы приходится восстанавливать - в том числе и для того, чтобы доказать реальность нацистских зверств. Классика детективного жанра: нет трупа - нет и преступления. Нацисты специально старались уничтожить, скрыть могилы узников, чтобы не оставлять следов своих злодеяний. Сегодня это дает возможность некоторым подонкам от истории нахально утверждать, что Саласпилс был чуть ли не курортом. Я хотел бы подчеркнуть, что участие в подобных субботниках, создание памятных знаков на месте массовых захоронений - это ведь тоже борьба с нацизмом. Взяв в руки топор и пилу, можно сделать хорошее дело". Эти слова подтверждает Вячеслав Рукис, руководитель рижского историко-поискового общества "eXplorers": "На данный момент сложилась такая ситуация, что мы имеем мемориал, место концентрационного лагеря, но нет ни одного места захоронения узников. Конечная цель - это сделать здесь какое-то памятное место, чтобы оно функционировало, было связано с мемориалом".

Жертвы Саласпилса

Саласпилсское гарнизонное кладбище является местом последнего упокоения солдат российской армии, служивших в начале XX века в так называемом "Петровском лагере", располагавшемся на месте нынешнего города Саласпилс. Рядом находился полигон для учебных стрельбищ. До сих пор здесь сохранились надгробные камни. В настоящее время кладбище расположено всего в нескольких сотнях метров от знаменитого Саласпилсского мемориала. В ходе проведенных за последние несколько лет работ по расчистке кладбищенской территории от зарослей кустарника и многолетнего бурелома, там оказались обнаружены многочисленные человеческие останки. По мнению специалистов, по ряду признаков эти останки можно отнести к захоронениям времён Великой Отечественной войны, когда нацисты, скрывая свои преступления, устраивали братские могилы узников Саласпилсского Шталага среди солдатских захоронений царского времени. Причем, это было известно уже в течение долгих лет. Ведь впервые данные захоронения оказались вскрыты и описаны в акте советской судебно-медицинской комиссии еще в декабре 1944 года. После чего это страшное место оказалось забыто - и на протяжении всего советского времени и семнадцати лет существования Второй Латвийской Республики зарастало травой и кустарником. Не вспомнили о нем и после возведения мемориального ансамбля. И лишь в последнее время сюда стали наведываться люди, пытающиеся отыскать останки замученных жертв, дабы дать им достойное погребение.

Традиция проведения субботников на Саласспилском кладбище зародилась в октябре 2008 года. Мероприятия были согласованы с рижским лесничеством. Первоначально подверглась расчистке территория, примыкающая к фундаменту когда-то построенной здесь большой православной часовни. Кусты вырубили, траву и сучья убрали, фундамент очистили. В результате упорной работы открылись гранитные основания старых надгробий. Посреди развалин часовни был установлен деревянный крест. Сначала останки погибших не попадались. Однако, когда позже Гусев приехал с оператором к месту проведения субботника, он на них наткнулся. По его словам, это произошло следующим образом: "Обойдя участок в поисках точки съемки, я заметил, что из земли что-то торчит. Подойдя ближе, я увидел, что это фрагмент ботинка с остатками костей. Позже в этом месте у самой поверхности были найдены полуистлевшие фрагменты обуви по меньшей мере двоих мужчин и пяти женщин. Я испытал настоящий шок... Ведь во время первого субботника ничего такого не было замечено. То ли за две недели земля просела от дождей, то ли звери расковыряли... Такое впечатление, что непогребенные останки сами вылезают из земли, чтобы напомнить о себе. Когда мы впервые подняли из земли останки погибших людей, это было очень тяжелое чувство. Пробитые пулями черепа, хрупкие кости - вряд ли, один раз увидев, можно такое забыть. Лично меня потрясли остатки изящной девичьей туфельки. Судя по размеру, это была совсем молоденькая девушка. Уже не ребенок, но еще не взрослая женщина. Сохранились пальчики, кусочки чулка... Какая нелюдь прервала нить ее жизни?! Мы тщательно собрали все эти священные останки, чтобы предать их торжественному погребению". По благословению Митрополита Рижского и всея Латвии Александра, 16 мая 2009 года первые собранные останки были погребены возле руин православной часовни, на территории кладбища.

Вообще, судя только по количеству найденных здесь останков, количество жертв Саласпилса измеряется умопомрачительными цифрами, достойными древних гекатомб. Это подтверждает И. Гусев: "Одних маленьких детей было обнаружено 635 тел, причем возраст детей - от 5 до 9 лет. Что характерно, у всех без исключения - следы голодания, истощения. И у всех в желудочках были найдены шишки, кора..." Всего же, по подсчетам историков, за три года существования концлагеря там были замучены не менее 7 тысяч детишек...

"Просьба прибывать со своим инвентарем!"

Последний на сегодняшний момент подобный субботник проходил 24 сентября 2011 года, а предпоследний - 9 апреля того же года. Но работы здесь по-прежнему остается много. Правда, в прошлый раз пришло куда меньше политиков и общественных активистов, нежели в позапрошлый. Неудивительно: ведь парламентские выборы успели уже пройти накануне... Люди подъезжают сюда кто на машине, а кто на электричке. Иной раз собиралось до двух сотен человек - среди которых имелись как старики, так и совсем маленькие дети. Причем, в этих мероприятиях принимали участие как частные лица, так и представители многочисленных общественных организаций: поисково-исследовательского общества "eXplorers", общества "Нам по пути", общества "9 maja.lv", поискового отряда "Tēvzeme", общества "RīgaCV", партии "Центр Согласия", Латвийского комитета по правам человека, ассоциации "Союз чернобыльцев Латвии", организации "Северный поток" и т.д. Зачастую помощь заключалась не только в рабочей силе, но и в организационной поддержке: так, например, общество "9 maja.lv", предоставило автобус и угощение для участников субботника. Бывали на субботниках и школьники. Ведь эти мероприятия несут большое просветительско-воспитательное значение: помимо участия в общей работе, их участники стараниями добровольцев-краеведов имеют возможность прослушать лекции об истории Саласпилсского кладбища, ознакомиться с архивными документами и фотографиями. Впрочем, по свидетельству И. Гусева, в настоящее время далеко не все латвийские учителя согласились бы привести своих учеников для участия в подобных мероприятиях. Впрочем, не все педагоги такие: "Я знаю и других учителей! Тех, кто не побоялись приводить школьников на наши субботники. И это дает основания надеяться, что и на своих уроках они доносят до учащихся отнюдь не только до блеска вылизанные современные идеологические стереотипы, но и такие факты, которые заставляют детей задуматься".

Для детей участие в субботниках оборачивается зачастую тяжелыми, но необходимыми впечатлениями. По свидетельству историка Влада Богова, типичный рабочий момент здесь выглядит следующим образом: "Девочки со школы убирали. Здесь были ветки набросаны, еще сухой песок. Они начали расчищать граблями - и показались кости. Начали их вынимать - и показалось еще больше. В итоге, когда они полностью раскопали, здесь оказалось семь черепов, фрагменты одежды, обуви, какие-то личные вещи..." По мнению мэра Риги Нила Ушакова, самого принимавшего участие в субботниках, это необходимый для современных детей опыт: "После таких мероприятий, когда рассказывают, что здесь могилы, здесь покоятся узники концлагеря, школьники по-другому смотрят, начинают лучше понимать, о чем речь. И им не надо говорить, что в учебнике по-другому. На историю не бывает разных взглядов".

Игорь Гусев призывает прийти на очередной субботник 7 апреля всех неравнодушных людей: "Это памятное место необходимо содержать в порядке. Требуется помощь и поддержка любого, кто способен ее оказать. Просьба прибывать со своим инвентарём: лопаты, пилы, триммеры, рабочие перчатки. До кладбища можно добраться, повернув налево сразу за железнодорожным переездом по дороге к Саласпилсскому мемориалу. Приходите, будем очень вам рады!"