Власти Туркмении, создавая партии на основе профессиональной принадлежности (правительство планирует создать две партии, одна из которых будет представлять интересы аграриев, а другая - предпринимателей), нарушают закон о политических партиях. Как отмечает автор американского издания EurasiaNet Сердар Айтаков, создание партий на основе профессиональной принадлежности является нарушением принятого в начале этого года в Туркмении закона о политических партиях. В пункте 2 статьи 8 данного закона говорится: "Не допускается создание политических партий по регионам и профессиональному принципу".

"Другим нарушением законодательства является тот факт, что курирует создание политических партий государственный деятель, а именно зампред туркменского правительства Сапардурды Тойлыев. Второй пункт статьи 9 того же закона запрещает "вмешательство органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность политических партий". Согласно Конституции, инициировать создание и осуществлять регистрацию партии, включая выработку устава, может лишь организационный комитет или учредительный съезд, но никак не лицо, состоящее на государственной службе", - утверждает Айтаков.

"Президент Бердымухамедов просто пытается повысить эффективность своего авторитарного режима. Создаваемые партии будут функционировать как филиалы главной политической партии Бердымухамедова, Демократической партии Туркмении. По поручению государства эти новые движения будут пытаться вдохнуть жизнь в две умирающие экономические отрасли республики", - приводит издание мнение некоторых туркменских обозревателей.

По словам других обозревателей, главной целью означенной инициативы является обеспечить Туркмении дополнительную возможность отстаивать свою демократическую репутацию на международной арене. "Страна давно является объектом критики со стороны международных правозащитных организаций, а в марте на туркменские власти ополчились и члены Комитета по правам человека ООН. Крайне неудовлетворительная репутация Туркмении в области соблюдения прав человека является препятствием на пути развития экономических связей с государствами Запада, особенно Евросоюза. Так что политический плюрализм, искусственно насаждаемый в Туркмении, может создать видимость заинтересованности Ашхабада в проведении реформ, облегчив тем самым задачу развития торговли с западными странами, в частности в области экспорта энергоресурсов", - заключает американское интернет-издание.

Как уже сообщало ИА REGNUM, 26 марта вице-премьер Сапардурды Тойлыев проинформировал главу государства о том, что в данное время ведется работа по созданию Аграрной партии и Партии предпринимателей Туркмении, подготовке проектов их уставов.

Напомним, что еще в 2010 году президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов отметил, что республике не помешала бы Крестьянская партия, которая бы обеспечила идеологическую поддержку государственной политики в области сельского хозяйства. В январе текущего года Бердымухамедов в своем предвыборном обращении к народу заявил, что поддерживает создание новых партий, отметив при этом, что "нам нужны партии, которые бы вдохновляли людей на созидательный труд во имя дальнейшего процветания нашей Родины".

В январе текущего года в Туркмении вступил в силу закон о политических партиях. Все 20 лет независимости (с 1991 года) в Туркмении существовала лишь одна политическая партия - Демократическая, которую возглавляет президент страны. Закон о политических партиях был принят незадолго до президентских выборов, которые прошли 12 февраля 2012 года.