Сегмент Интернета на национальном языке - проблема не только Белоруссии, но любой небольшой страны. Об этом 29 марта пишет белорусская правительственная газета "Звезда", публикуя интервью с замминистра информации Дмитрием Шедко. В интервью Шедко отметил, что белорусы очень часто "остаются недовольными контентом и качеством наших сайтов" в сети Интернет "и тогда у них происходит абсолютно очевидный выбор - сайты Рунета".

"Давайте сравним две цифры: в зоне "bу" существует около 70-80 тысяч сайтов (в том числе и те, что зарегистрированы белорусами в других доменных зонах), но при этом есть около 15 миллионов русскоязычных сайтов (рунет в широком смысле слова). И конкурировать с таким потоком информации очень сложно", - констатировал Шедко. Проблемы развития "байнета" замминистра связал с содержанием сайтов национального сегмента сети Интернет, непониманием рекламодателями коммерческой привлекательности белорусских сайтов, постоянным и не всегда удачным "клонированием" белорусами зарубежных сайтов, отсутствием агрессивной программы завоевания аудитории. По словам замминистра, мнения о том, что "белорусскоязычный сегмент Интернета не имеет будущего, потому что с ним плохо работают поисковые системы" не лишен оснований и та же проблема наблюдается в Евросоюзе. "Это беда не только наша. Это беда каждой небольшой страны, - заявил Шедко. - Но понятно, что Gооglе в первую очередь захочет оптимизировать поиск на русском языке перед тем, как будет переходить на белорусский. Слава богу, что у нас два языка, которые мы одинаково способны применять. Но на что я обратил внимание: включил телевизор - и увидел, что у них идут передачи с субтитрами. Экономические расчеты показывают, что неэффективно переводить с английского языка. В Белоруссии же такого нет".

Шедко уверен, что перевод сайтов на белорусский язык - понятная проблема, обусловленная отсутствием соответствующего спроса. "Я думаю, что белорусский язык в интернете, безусловно, будет развиваться, - заявил замминистра в интервью правительственной белорусскоязычной газете. - За счет таких изданий, как ваше, за счет различных государственных интернет-проектов, посвященных истории и культуре. Я так вообще думаю, что большинство сайтов должна реализовываться в трехъязычным варианте: белорусский-русский-английский. Мы же открытая страна и должны позаботиться и о тех, кто к нам приедет. Наверное, многие проекты будут реализовываться энтузиастами, которые интересуются белорусским историей и культурой. Что же касается таких дорогих вещей, как поисковые механизмы, здесь проблем гораздо больше. Мы обсуждали возможности перевода: теперь свою полноценную поисковую систему не потянем. Но постепенно, в том числе с ростом белорусского рекламного рынка, когда предприятия начнут тратить больше денег в интернете, уже можно будет диктовать свои правила игры". "Если у людей есть спрос на белорусскоязычный материал, то не будет проблем с его получением. Но дело еще в том, что ни одно государство мира не возьмется переделывать интернет. Спрос рождает предложение. Однако даже если под дверью моего кабинета сядет миллион белорусов и скажет, что хочет белорусский интернет, я ничего сделать не смогу. Порыв масс - это всегда здорово, но его нужно направить. Есть же в Википедии разделы исключительно на баскской языке! По местной истории. Еще раз повторю, что главное, чтобы был качественный, профессиональный, уникальный контент", - заявил замминистра информации Белоруссии.

Напомним, Дмитрий Шедко назначен на должность замминистра информации указом Александра Лукашенко в 2011 году. До этого Шедко был главным редактором журнала "Планета", сменив на этом посту Всеволода Янчевского, который стал помощником президента Белоруссии по идеологии, начальником Главного идеологического управления Администрации президента Белоруссии.

По мнению экспертов ИА REGNUM, Шедко обязан своей карьере Янчевскому, а Янчевский - старшим сыновьям президента Белоруссии Александра Лукашенко, прежде всего - Виктору Лукашенко, который является помощником президента по вопросам национальной безопасности и курирует белорусских "силовиков". Благодаря Янчевскому будущий замминистра сделал карьеру в ЦК БПСМ (пропрезидентского "Белорусского патриотического союза молодёжи", преобразован в БРСМ - "Белорусский республиканский союз молодёжи"), а затем - в созданном при поддержке властей журнале "Планета". Журнал финансировался белорусским госмонополистом ОАО "Белтрансгаз" и распространялся через административный ресурс.

Как сообщало ИА REGNUM, все СМИ в Белоруссии (печатные - с тиражом от 299 экз) подлежат обязательной регистрации в Мининформе, распространение незарегистрированных СМИ запрещено. Корреспонденты зарубежных СМИ подлежат аккредитации в МИД Белоруссии, их деятельность без аккредитации также запрещена. Также напомним, после президентской кампании 2010 года власти Белоруссии усилил давлении на негосударственные СМИ, что вызвало протесты Евросоюза и международных организаций. Так, 12 января 2011 года редакция негосударственной белорусской радиостанции "Авторадио" получила предписание Министерства связи о прекращении действия разрешения радиостанции на право использования частоты выхода в эфир. Приказ о прекращении вещания "Авторадио" был вынесен на основании решения Республиканской комиссии по телевидению и радиовещанию (председатель комиссии - министр информации Олег Пролесковский). Основанием лишения радиостанции частоты названо "несоблюдение творческой концепции и распространение информации, содержащей публичные призывы к экстремистской деятельности". В период предвыборной агитации 2010 года "Авторадио" выпустило в эфир прошедшие цензуру обращения к избирателям кандидата в президенты Андрея Санникова (ныне отбывает срок в колонии). В марте 2012 года Министерство связи Белоруссии передало частоту "Авторадио" государственной радиостанции "Столица" (подчинена Белтелерадиокомпании).