Сегодня находящиеся в Казани по приглашению Президента Татарстана чрезвычайные и полномочные послы 29 государств мира посетили Казанский вертолетный завод. Сам по себе этот визит - уже сенсация. Никогда еще столь представительная делегация аккредитованного в Москве дипкорпуса не совершала поездки в один регион России. И уж, конечно, никогда еще в истории российского МИДа такое количество высших дипломатов не собиралось вместе на одном российском предприятии. Интерес зарубежных гостей к казанским вертолетам понятен: эти винтокрылые машины работают по всему миру и давно снискали себе славу надежных и удобных в эксплуатации, начиная от вертолетов, предназначенных для президентов и других VIP-персон, и заканчивая боевыми и спасательными.

И визит послов на завод тоже начался с сенсации - впервые иностраным гостям показали стоящий на стапелях и уже почти готовый к испытаниям вертолет МИ-38 - новинку казанского завода.

Взявший на себя роль экскурсовода, генеральный директор КВЗ Александр Лаврентьев раскрыл послам и некоторые другие "тайны", рассказав, например, что лопасти винта этой машины изготавливаются по совершенно новой технологии, являющейся ноу-хау казанских вертолетостроителей. Если на всех других типах машин лопасти делаются из металла, то в данном случае используется стеклопластик. Гендиректор даже показал из каких компонентов состоят материалы винта, благодаря которым он приобретает новые аэродинамические качества и, что немаловажно, практически не разрушается при попадании в лопасть снаряда.

Дальность полета МИ-38 - 820 км., скорость 280-300 км/час, в грузуподъемность - 8-10 тонн. Вмещает такая машина 44 человека - значительно больше, чем хорошо известный вертолет МИ-17. Генеральный директор особо отметил, что создание этого вертолета может служить примером широкой интеграции российских и зарубежных фирм. Разработчиком ветолета стал Московский ветолетный завод, двигатели поставляет канадский филиал известного концерна "Пратт энд Уитни", авионика - знаменитой франко-немецкой фирмы "Еврокоптер", а изготовлением самой машины занимается казанский завод.

"Свой первый полет МИ-38 совершит примерно через 35-40 дней", - сказал Александр Лаврентьев и пригласил послов увидеть это собственными глазами. По цене МИ-38 будет заметно дешевле зарубежных вертолетов такого же класса.

Новый МИ-172, расчитанный на 26 пассажиров, и VIP-cалон МИ-17В5, пользующийся большим спросом у заказчиков (кстати, таких "президентских" машин в Казани выпускают 15-20 в год) стал открытием даже для послов тех государств, где эксплуатируются казанские вертолеты. Не могли не задержаться гости возле супер-легких вертолетов "Ансат" и "Актай". Первый приятно удивил вместимостью - 9 человек и ценой - всего $2,5 млн., тогда как аналогичный зарубежный вертолет стоит не менее $4 млн. Второй - изяществом форм и многофункциональностью и тем, что на нем может быть установлен двигатель ВАЗ-4265. При этом скорость вертолета составит до 180 км/час, дальность полета - до 450 км, потолок - до 4000 м. Еще один интересный проект - "президентский" вариант вертолета "Ансат"-3. Обладая скоростью до 300 км/час, дальностью полета до 950 км и продолжительность полета до 4,5 часов, этот вертолет, выполненный в VIP-комплектации, по мнению его создателей, может заинтересовать аппарат Президента РФ.

Большой интерес у гостей вызвал и проект медицинского "Ансата", но особенно их заинтересовал проект боевого вертолета на базе того же "Ансата" (послам были представлены макеты в натуральную величину). Правда, по словам генерального директора завода, этот вертолет "увидит небо" не ранее чем через 2-3 года.

Здесь же на территории вертолетного завода была развернута выставка 28 крупнейших предприятий Татарстана. Все стенды, начиная от "Татспиртпрома" и до "Нижнекамскнефтехима" не остались без внимания дипломатов. Гости по долгу задерживались у экпозиций КАПО им. Горбунова, " Нижнекамскшины", "Радиоприбора", "Тасмы", Казанского медикоинструментального завода", Зеленодольского судостроительного завода имени Горького, ПОЗИСа и других предприятий. Высоких оценок и восторженных слов заслужили камазовские автобусы и "Мустанги".

Чрезвычайный и полномочный посол Швеции в РФ Хенрик Свенхирдман заявил: "Поездка в Казань превзошла все мои ожидания, хотя я - единственный из всех послов, кто приезжал сюда раньше. Татарстан представляет очень большой интерес для сотрудничества и Швеция, понимая это, расширяет сотрудничество с Татарстаном". Приехавший на КВЗ, чтобы встретиться с гостями премьер-министр РТ Рустам Минниханов, выступая перед дипломатами сказал, что сжатое до предела время и технические возможности не позволили на небольшой площадке показать им все самое интересное, что производят предприятия республики. "Я заинтересован в том, чтобы через вас, с вашей помощью информация о потенциале Татарстана дошла до бизнесменов ваших стран и чтобы в Татарстан приходили ваши товары, а татарстанская продукция была востребована в ваших странах", - прямо заявил глава правительства.

Затем перед гостями выступил министр торговли и внешнеэкономических связей РТ Хафиз Салихов. Его выступление прозвучало на английском языке, которым министр свободно владеет. Хафиз Салихов рассказал об итогах деятельности предприятий за последние годы и планах развития экономики и торговли республики.

Генеральный директор "Татнефтехиминвест-холдинга" Рафинат Яруллин презентовал нефтехимеческих комплекс республики. В презентациях участвовали: Государственный советник, руководитель департамента внешних связей Президента РТ Тимур Акулов, вице-премьер, министр экономики и промышленности РТ Алексей Пахомов, мэр Казани Камиль Исхаков и другие официальные лица, руководители крупнейших предприятий республики.

В заключение для гостей устроили авиа-шоу. Гостям, переехавшим на летное поле, продемонстрировали полеты боевых и гражданских МИ-17, высадку десанта, возможности "Ансата" в воздухе. Показали и салон вертолета Президента РТ, а также одну из машин партии, выпускаемой по иностранному заказу. Например, для вертолетов, изготавливаемых сегодня по заказу Южной Кореи используется уникальная авионика. Вертолет не просто обладает системой автоматического пилотирования, но и без участия летчика может вернуться на базу, совершить в автоматическом режиме второй заход на посадку, если в первый раз была занята полоса.