Спустя двадцать лет после распада Советского Союза, Армения, Азербайджан и Грузия зарекомендовали себя как суверенные члены международного сообщества, хотя их границы и остаются спорным, что может породить новые конфликты, угрожающие региональной и глобальной безопасности. Об этом говорится в докладе "Большой Кавказ: между развалом и интеграцией", подготовленном вашингтонским Центром стратегических и международных исследований (CSIS).

По мнению экспертов центра, хотя спор между Грузией и "ее сепаратистскими областями" удостоился большего внимания в течение последних лет, ситуация вокруг Нагорного Карабаха - самая сложная и опасная в регионе. "И Армения, и Азербайджан (а также карабахские армяне) хорошо вооружены, а руководства сторон считают, что каждый из них что-либо выиграет от возобновления конфликта. Быстрый экономический рост Азербайджана также укрепил его амбиции по возвращению Нагорного Карабаха военным методом", - считают эксперты центра.

Кроме того, как отмечается в докладе, карабахский конфликт является главной причиной, по которой Армении не удалось примкнуть к таким проектам, как Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и Южно-кавказский газопровод (Баку-Тбилиси-Эрзрум), в связи с чем Ереван все еще остается тесно связанным с Москвой, что усиливает борьбу крупных держав за влияние в регионе.

Также, по мнению исследователей, в последние годы политика вокруг карабахского вопроса ужесточилась не только благодаря укреплению позиций Армении, Азербайджана, и самого Нагорного Карабаха, но и Турции, что сделало разрешение конфликта менее возможным в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Как отмечается в докладе, хотя участники встреч по урегулированию карабахского конфликта, инициированных президентом России Дмитрием Медведевым, характеризуют их как положительные, они не привели к существенному прогрессу в решении основных проблем.

"Россия по-прежнему остается самым влиятельным внешним игроком в данном процессе, но процесс урегулирования выиграет больше от активизации двух других сопредседателей Минской группы ОБСЕ - Вашингтона и Парижа. В то же время, Минская группа должна приложить больше усилий для давления на Баку, Ереван, Степанакерт и начать играть более конструктивную роль в переговорах, что может включать также расширение публичной критики индивидуального и правительственного обструкционизма и усилия по координированию шагов Минской группы ОБСЕ с другими региональными игроками, такими, как ЕС и, особенно, Турция. Посредники должны сосредоточить внимание, во-первых, на предотвращении возможностей возобновления конфликта, и, во-вторых, на решении практических вопросов, в том числе вопросов беженцев и укрепления доверия между сторонами конфликта", - говорится в отчете.

Отмечая частые нарушения режима перемирия сторонами конфликта, исследователи CSIS не исключают возможность начала вооруженного конфликта, который ввиду тесных связей между Арменией и Россией и Азербайджаном и Турцией может стать региональным. Что касается роли самой Турции в данном процессе, то, как отмечается в докладе, из-за решения Турции связать нормализацию отношений с Арменией с решением нагорно-карабахского конфликта маневренность региональных игроков сейчас намного меньше, чем в прошлом.