Народ Латвии и Сейм Латвии находятся не в равном положении с точки зрения применения права законодательной инициативы, считает координатор Движения за равные праИА REGNUMИА Regnum, комментируя утвержденные Юридической комиссией Сейма Латвии поправки, осложняющие продвижение народных законодательных инициатив.

"Правом законодательной инициативы располагают Сейм и граждане Латвии. При этом законодательная инициатива парламентариев ничем не ограничена, а над законодательной инициативой народа стоит и контролирует ее тот же парламент и это не считая трудоемкой процедуры сбора подписей, которую правящая коалиция задумала сделать вообще непроходимой. По Конституции власть в Латвии принадлежит ее народу. Продвигаемые поправки антиконституционны, и я очень надеюсь, что они не выйдут за пределы комиссии", - сказал Толмачев.

Как сообщало ИА REGNUM, вчера Юридическая комиссия Сейма Латвии поддержала поправки, согласно которым государство впредь больше не будет оплачивать сбор подписей под законодательной инициативой снизу на втором этапе референдума. В настоящее время, процедура законодательной инициативы снизу состоит из двух этапов. На первом этапе в поддержку законопроекта необходимо собрать не менее 10 тысяч нотариально заверенных подписей граждан в течение одного года, на втором - в течении месяца подписи в поддержку данного законопроекта собирает за государственный счет Центральная избирательная комиссия. Чтобы выдвинутый снизу законопроект получил дальнейший ход, т.е., был бы передан президенту Латвии и далее - на рассмотрение Сейма, на первых двух этапах его должны поддержать не менее 10% избирателей, или около 154 тысяч граждан Латвии. Нотариальное заверение подписи в Латвии стоит 2 лата (около 3 евро).

Попытку правящей коалиции осложнить процедуру народных законодательных инициатив Толмачев сравнивает с законодательным ограничением свободы собраний в период массовых протестов русскоязычного населения Латвии против ликвидации среднего образования на русском языке в 2003-2004 годах. Тогда властям удалось при помощи законодательных и репрессивных мер сбить накал и массовость выступлений оппозиции, однако все ограничения были сняты, поскольку Конституционный суд признал эти ограничения антиконституционными. В действиях правящей коалиции Толмачев усматривает реакцию на недавний референдум по вопросу предоставления русского языку статуса государственного и стремление принять превентивные меры против грядущего референдума по вопросу ликвидации в Латвии института безгражданства.

"Все это предпринимается против русских. Прежде в Латвии происходило множество референдумов и никому не приходило в голову ограничивать свободу их инициирования. Но поскольку нельзя запретить проведение референдумов по специфически русским вопросам, то властям приходится ограничивать проведение всенародных голосований вообще. Не секрет, что подавляющее большинство неграждан представляют русскую общину Латвии", - подчеркнул Толмачев.

Как сообщало ИА REGNUM, Движение за равные права развернуло кампанию по сбору нотариально заверенных подписей граждан за проведение референдума о предоставлении гражданства Латвийской Республики всем негражданам Латвии. Инициатива ЗаПЧЕЛ послужила своего рода ответом на обращение состоявшейся 28 августа 2011 года в Риге региональной конференции российских соотечественников. Ее участники открыто заявили, что выборы и референдумы в Латвии и Эстонии не соответствуют стандартам демократии и призывали незамедлительно ликвидировать в Латвии и Эстонии массовое безгражданство.

В Латвии до сих пор проживает свыше 300 тысяч неграждан. Институт неграждан был создан постановлением Верховного совета Латвийской республики от 15 октября 1991 года и закреплен законом "О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или иного государства", который Сейм Латвии принял 12 апреля 1995 года.