Желающих увидеть и услышать 27 марта вечером актера Олега Басилашвили, который представил читателям свою первую автобиографическую книгу "Неужели это я?! Господи...", оказалось в несколько раз больше, чем смогла вместить "Литературная кофейня" на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, сообщает сегодня, 28 марта, корреспондент ИА REGNUM.

Толпа поклонников актера была настолько плотной, что припозднившимся телевизионщикам с видеокамерой не удалось через нее пробиться. Поначалу микрофон Олега Басилашвили не работал, и задние ряды скандировали: "Не слышно!" Потом аппаратуру все-таки наладили, и Олег Басилашвили рассказал несколько эпизодов из своей жизни, которые не вошли в книгу.

"1950 год. Живы Сталин и вся его шайка, но мы о них не думаем. Совсем рядом, в Колпачном переулке, был дом заплечных дел мастера Абакумова, мы называли его "хитрый домик", - рассказал Олег Басилашвили. - Однажды мы с приятелем часов в 11 вечера возвращались из гостей. Вошли на станцию метро "Дворец Советов", ныне она называется "Кропоткинская". А тогда турникетов не было, а стояли на входе две девушки в красных беретах и рвали билетики, которые надо было купить в кассе. И мы подходим и слышим - "бу-бу-бу"... Два здоровенных парня пытаются пройти без билетов. И мы, советские юноши, конечно же, подошли: "Да как вам не стыдно!".

Между Олегом Басилашвили с приятелем и странными хулиганами завязалась словесная перепалка. От дебоширов, пытавшихся пройти без билета, отчетливо пахло спиртным. И приятель Олега Басилашвили в запале заявил: "А вы вообще молчите, я из МГБ!" Тогда у молодежи была такая присказка, использовавшаяся в качестве финального аргумента в любом дружеском споре. И тут человек, которому юноша это сказал, достал из кармана медаль на цепочке - с изображением щита и меча. Оказалось, что это он был из министерства государственной безопасности, а вовсе не приятель Олега Басилашвили. И тут же из другого кармана этот человек вынул револьвер, взвел курок и сказал: "Вы арестованы". У Басилашвили забрали паспорт, у его приятеля документов при себе не оказалось.

Арестованных молодых людей повели по пустынной улице. "И тут нам навстречу идет человек, невысокого роста, прихрамывает, - рассказывает актер. - Он спрашивает тех, двоих, что произошло. А они отвечают: "Вот, поймали диверсантов, они закладывали пластиковую бомбу под дом Василия Сталина". Если бы они доставили нас в свое ведомство и там сказали, что мы закладывали пластиковую бомбу, это было бы десять лет без права переписки". Но хромой прохожий, оказавшийся, по всей видимости, чином выше, чем те, задержавшие, заявил им: "Идите, я тут сам разберусь". Он вернул Олегу Басилашвили паспорт и сказал молодым людям: "Идите отсюда, и чтобы вас здесь больше никогда в жизни не видели!". "После этого мой приятель дня три ночевал у меня - он боялся выйти на улицу, идти домой", - рассказывает Олег Басилашвили. Человека, вернувшего ему паспорт, актер запомнил навсегда: "Он спас мне жизнь".

Олег Басилашвили, вспоминая свою работу в кино и в театре, рассказал и о своих неожиданных открытиях, связанных со спецификой кино. В фильме "Осенний марафон" есть эпизод - дочь главного героя с мужем уезжают и просят родителей что-нибудь спеть под запись: "мы будем слушать и вспоминать вас". "И Данелия мне говорит: "Пой то же, что пел своей дочери, когда она была маленькая, вспомни, какое это было счастье, когда вы с ней, маленькой, гуляли, кормили ее...", - рассказывает актер.

Сняли четыре дубля. Олег Басилашвили настолько проникся эмоцией, что плакал в кадре. "Когда сцену отсняли, Данелия меня обнял и поцеловал. И потом я смотрел фильм и все ждал эту сцену - вот, вот сейчас все увидят и поймут, какой я хороший актер, - говорит Олег Басилашвили. - И вот, наконец, этот момент, я пою, вот, сейчас... И тут начинается другая сцена. Я спрашиваю Данелия: "Как же так, я же плакал, ты меня целовал, и где же эта сцена?". А Данелия ответил: "Эмоция рождается на стыке кадров".

Времени на вопросы из зала было не много, и одним из первых был вопрос о том, как повлияла на жизнь актера роль Воланда. Оказалось, что Олег Басилашвили не склонен демонизировать этот персонаж. "Воланд - не Сатана, это существо, которое просто очень долго живет, тысячи лет, - ответил актер. - И он, скорее, помощник Иешуа, хотя и находится с ним на ножах. Ему горько оттого, что, даже спустя тысячи лет он, попадая в Москву, видит, что люди не стали лучше, это все та же бездарная масса, которая готова за французские духи и платья мать родную продать".

Книга Олега Басилашвили понравится как поклонникам актера и любителям мемуарного жанра, так и тем, кто ищет в литературе смысл. В этой книге есть не только эмоция и мировосприятие, но и любовь - любовь, на которой строится осмысленная человеческая жизнь, простая и естественная. Война, эвакуация, взросление, потеря близких - в книге немало темных красок, но нет ощущения темноты.

В ходе презентации Олег Басилашвили сказал, что многие дорогие ему люди не попали в его первую книгу, поэтому он обязательно напишет вторую.