Комиссии Московской городской Думы по государственному строительству и местному самоуправлению, по безопасности и по законодательству обсудили законопроекты, внесённые мэром Москвы в связи с изменением границы между городом Москвой и Московской областью. Законопроекты касаются как собственно изменения границ, так и организации местного самоуправления в столице, и наименований и границ внутригородских муниципальных образований.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре МГД, председатель комиссии МГД по законодательству Александр Семенников напомнил, что поправки в действующие законы Москвы, которые предлагаются данными проектами, должны установить изменения в территориально-административном устройстве города и в организации местного самоуправления. В случае принятия этих документов в столице появится 146 внутригородских муниципальных образования вместо нынешних 125, уточнил депутат. Кроме того, вводится новый термин "поселение" для наименования административно-территориальных единиц Москвы, которые должны состоять из нескольких объединенных общей территорией поселений и совпадать по наименованиям и границам с внутригородскими муниципальными образованиями - городскими округами и поселениями. Входящие с 1 июля 2012 года в состав столицы территории сохранят свои названия и полномочия по решению вопросов местного значения, подчеркнул Семенников.

Заместитель мэра Москвы, полномочный представитель мэра в Мосгордуме Анастасия Ракова сообщила, что в состав Москвы включается 21 муниципальное образование, в том числе два городских округа - Троицк и Щербинка, а также 19 городских и сельских поселений, ранее входивших в состав Московской области. В результате территория города будет состоять из 146 внутригородских муниципальных образований. По ее словам, для унификации терминологии федеральный законодатель требует использовать понятие "внутригородское муниципальное образование". Видов таких образований в Москве теперь будет три: муниципальные округа (нынешние 125 районов), городские округа и поселения. Все присоединенные муниципальные образования сохраняют статус, который существовал у них до включения в состав Москвы, в том числе наименование и границы, структуру органов местного самоуправления, а также полномочия по решению вопросов местного значения, подчеркнула Ракова. Фактически за органами местного самоуправления городских округов Троицк, Щербинка и 19 сельских и городских поселений закрепляются те полномочия, которые они имели до присоединения к Москве, как это и гарантировалось законом города. Также не изменились полномочия органов местного самоуправления 125 внутригородских муниципальных образований, действующих в Москве с 2003 года, отметила она.

В целом столичные депутаты поддержали пакет законопроектов, хотя, возможно, в них буждет внесен ряд поправок (в частности, доработать документы предложила председатель комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Татьяна Портнова). Вскоре они будут вынесены на заседание МГД.

"Москва, как, впрочем, и Санкт-Петербург, в отличие от всей остальной России имеют особое устройство городской власти: и государственной, исполнительной и муниципальной, местного самоуправления, и определяют порядок такого устройства эти города сами, - прокомментировала проект Татьяна Портнова. - Так, в Москве государственная власть осуществляется на уровне округов через префектуры (их сейчас 10), а на уровне районов через управы (их сейчас 125 по числу районов в городе). Москва также имеет право самостоятельной организации местного самоуправления, и это прописано в федеральном законе № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". У нас сложилась своя система взаимодействия государственной власти и местного самоуправления, которому на протяжении ряда лет передавались определенные государственные полномочия, на выполнение которых выделялись государственные средства. В других регионах России местное самоуправление, помимо, так скажем, "московских" полномочий, имело еще целый ряд полномочий, например, таких как: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории городского округа и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в муниципальном жилищном фонде в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, и так далее", - напомнила депутат.

Бюджеты органов местного самоуправления Москвы и других регионов России, а значит и на присоединяемых территориях, также формировались по-разному, отметила она. "Кроме того, 4 марта этого года у нас в городе состоялись выборы депутатов муниципальных собраний, которые будут работать на протяжении последующих пяти лет. Это в свою очередь предполагает и новый состав муниципалитетов со сроками работы, как правило, на то же время. На новых же территориях депутатский корпус прежний, и выборы там еще впереди, следовательно, местное самоуправление действует в рамках существующего Федерального закона № 131 и оно должно действовать и дальше, - подчеркнула Портнова. - Вот такая интересная коллизия сложилась на сегодняшний момент: по-разному организованное местное самоуправление должно действовать в рамках одной территории, а значит, необходимы изменения Устава города и ряда Московских законов, в том числе и закона № 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве". Именно поэтому статья 8 закона "Вопросы местного значения муниципального образования" существенно увеличена и дополнена. Теперь в нее включены три раздела: вопросы местного значения существующих муниципальных районов - это то, чем занималось и будет заниматься местное самоуправление в Москве в составе 125 муниципальных образований; вопросы местного значения городского округа - это то, чем занималось и будет заниматься местное самоуправление в двух городских округах, которые будут присоединены к Москве; вопросы местного значения поселения - это то, чем занималось и будет заниматься местное самоуправление в девятнадцати поселениях, которые тоже войдут в состав Москвы".

"Таким образом, присоединенные муниципальные образования сохранят статус, который существовал у них до включения их в состав внутригородской территории Москвы, структуру органов местного самоуправления, муниципальное имущество и источники собственных доходов местных бюджетов, при этом доходы городских округов и поселений будут не ниже тех, что они получали до присоединения к Москве. Намечается создание двух новых административных округов, а значит двух префектур, которые начнут работать на новых территориях, а вот организация государственных органов власти на уровне управ пока не планируется, - заверила Портнова. - Депутаты муниципальных собраний на присоединяемых территориях будут работать весь свой срок, до следующих выборов, никаких кардинальных изменений не будет".