"В Москве всегда надеялись, что удастся сохранить Молдавию в прежних границах. Русские там живут по обе стороны Днестра, и России удобней было бы защищать их права", - заявил, как сообщили в пресс-службе МИД Приднестровья, на проходящем в Ялте семинаре для журналистов директор Института стран СНГ Константин Затулин, передает корреспондент ИА REGNUM.

В то же время, по словам Затулина, Молдавия все эти годы медленно, но верно дрейфует в сторону Румынии, а Приднестровье за столько лет существования обрело собственную инерцию развития. "Поэтому я не убежден, что поезд под названием "воссоздание единого государства" не ушел. Пока только Приднестровье удерживало Молдавию от поглощения Румынией. Но сегодня, когда в Кишиневе у власти все более прорумынские политики, у России должна быть другая логика поведения - сохранять во что бы то ни стало Приднестровскую Молдавскую Республику, поддерживать ее и нового президента ПМР", - заявил он.

Коснувшись темы выборных процессов в Приднестровье и в Южной Осетии, политик высказал убеждение, что чиновники администрации президента России, курировавшие эти вопросы, в ближайшее время будут заменены. "Они не справились с ситуацией в Южной Осетии и предприняли эту "замечательную" избирательную кампанию в Приднестровье, которая привела к проигрышу действовавшего президента Смирнова, но не привела к победе объявленного кандидатом Кремля Каминского", - пояснил Затулин. По его словам, попытка "исправить нравы приднестровцев" чуть было не обернулась дестабилизацией всего региона. "Если бы в Кишиневе находились политики вроде Саакашвили, они бы непременно воспользовались сложным положением в Приднестровье и попытались бы вмешаться во внутренние дела ПМР", - подчеркнул Затулин.

Он с удовлетворением отозвался о решении России выделить Приднестровью помощь в размере $150 млн. Коснувшись требований главы молдавской дипломатии Юрия Лянкэ направлять российскую помощь через Кишинев, Затулин выразил сомнение, что в этом случае что-либо дойдет до Тирасполя. Он отметил, что гуманитарная помощь, которая направлялась в Косово или в Грузию со стороны западных стран никогда не доходила до косовских сербов или до абхазов и осетин, поэтому в Москве требования Кишинева оставят без внимания. Вместе с тем, по словам Константина Затулина, такая активность МИД РМ свидетельствует о том, что обстановка накаляется. "Это нехорошая новость для молдавско-приднестровского урегулирования", - отметил он.

Отвечая на вопрос о перспективах урегулирования молдавско-приднестровских отношений, Константин Затулин предположил, что Молдавия и Приднестровье могли бы создать государство по типу Боснии и Герцеговины. Это договорное образование, которое включает фактически два государства со своими парламентами и силовыми структурами, его стабильность жестко закреплена Дейтонскими соглашениями. По словам Затулина, в случае реализации подобного сценария Приднестровье как якорь удерживало бы Молдавию от вхождения в Румынию и тем самым сохраняло региональную стабильность. Однако молдавские политики, выступающие за территориальную целостность, при этом отказываются от каких-либо уступок Тирасполю, требуя сохранения унитарного государства, поэтому стороны так далеки от урегулирования, отметил политик.

Затулин высказал убежденность, что теперь, когда у Владимира Путина будут развязаны руки во внешней политике, "Россия будет исходить из разумного представления о происходящем в Приднестровье". "Сейчас не 1999 год, когда Ельцин мог подписывать Стамбульские соглашения, ситуация вокруг Приднестровья будет спокойнее", - сказал он. По словам Затулина, предстоящая ротация кадров в президентской администрации и назначение Дмитрия Рогозина, который хорошо знаком с Приднестровьем, может означать, что Россия поможет Приднестровью выбраться из сложного экономического положения.

Комментируя итоги президентских выборов в РФ, прошедших 4 марта, политик заявил, что "мартовская революция не состоялась". По его словам, вопрос о власти в России на сегодня решен, но не решены проблемы, породившие сложнейший внутриполитический кризис, который проявился в массовых акциях на Болотной-Сахарова. Константин Затулин отметил, что во всех революциях присутствует фактор иностранного влияния и любую революцию производит не самая обездоленная часть общества. "Сторонники Болотной-Сахарова - это достаточно преуспевающие и молодые люди, которые активно пользуются социальными сетями и способны быстро собраться для выражения протеста. Основания для протеста у них есть", - заметил Константин Затулин. В частности, по его словам, они правы, когда говорят, что в действующей системе не достаточно социальных лифтов и не все успешные и талантливые могут принимать участие в управлении государством. Затулин отметил, что эти люди требуют свободы для себя, но этим пользуется так называемая "внесистемная оппозиция" - Немцов, Каспаров, Касьянов и другие праволиберальные деятели, получающие консультации в иностранных посольствах, в то время как основная масса народа озабочена проблемами другого порядка - элементарного физического выживания, и этим массам необходимо равенство.

Константин Затулин предположил, что российское общество, пережившее в XX веке три революции и распад страны, имеет прививку против катаклизмов подобного рода. Он напомнил о событиях Февральской революции 1917 года, когда империя пала в течение недели, но сокрушили ее не обездоленные массы рабочих и крестьян, а буржуазия, которая предъявляла свои претензии на власть и при посредничестве английского и французского посольств реализовала заговор против царя. "Шла Первая мировая война и страны Антанты не были уверены, что Россия не пойдет на заключение сепаратного мира с Германией. Лидеры либеральной оппозиции вынудили царя отречься от престола, но они пришли во власть связанные обещанием перед Англией и Францией вести войну до победного конца. Они не смогли дать стране мира. В итоге, добившись на какой-то момент свободы для себя, они были сметены массами, требовавшими равенства для всех", - отметил Затулин.

Переходя к послевыборной ситуации в стране, Константин Затулин заявил, что для России важно, чтобы в государстве не было даже признаков двоевластия. По его мнению, когда сложился "тандем", в стране возник призрак двоевластия и, не без участия западных структур, к концу 2011 года он перерос в масштабный кризис. "Путин не похож на Николая II - он уверен в своих силах и пользуется поддержкой народа, ему удалось сохранить власть, но существует еще одна опасность - праволиберальная часть элиты, которая проиграла на выборах, пытается убедить избранного президента взять их курс", - отметил директор Института стран СНГ. Он высказал убеждение, что избранный президент "должен не только царствовать, но и управлять", поэтому он и другие члены Клуба избирателей России и Владимира Путина выдвинули инициативу упразднить пост председателя правительства России и возложить на президента прямое руководство министрами - членами его администрации.