В проекте строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан Китаем схема "ресурсы взамен инвестиций" не берётся во внимание. Об этом сегодня, 22 марта, заявил генеральный директор госпредприятия "Национальная компания "Кыргыз темир жолу" ("Киргизские железные дороги") Аргынбек Малабаев в интервью интернет-изданию Tazabek.

По словам гендиректора, проект строительства железнодорожной магистрали, которая соединяла бы север и юг республики с выходом на Китай, включён в программу развития правительства "Стабильность и достойная жизнь" в качестве одного из 40 приоритетных национальных проектов. "Переговоры по вопросу финансирования проекта проводятся на уровне специальной экспертной группы, в состав которой входят руководители причастных министерств и ведомств. С китайской стороны соответствующая экспертная группа возглавляется Министерством коммерции КНР. Частные китайские компании к переговорам на данном этапе не привлекались", - сказал он.

"Информация о том, что правительство Киргизии ведёт переговоры по обмену ряда месторождений на инвестиции в проект, не соответствует действительности, также как и информация о наличии текста предложения китайской стороны", - сообщил Малабаев.

Как сообщало ИА REGNUM, правительство Киргизии выступило с предложением построить железную дорогу Китай - Киргизия - Узбекистан совместно с Китаем, который ранее обговаривал вариант финансирования строительства по принципу "ресурсы взамен инвестиций", речь шла о ряде золоторудных месторождений. На заседании парламентской фракции "Ар-Намыс" 5 марта депутат Кожобек Рыспаев заявил, что "нельзя отдавать месторождение взамен инвестиций, потому что народ не согласится". "Если китайцы думают, что действительно отдадут, то надо понять, что парламент тоже не согласится", - процитировало парламентария интернет-издание Tazabek. В результате фракция выступила против строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан Китаем, одобрив проект сооружения полотна киргизско-немецкой компанией "Темир Роял". По словам президента компании Нурлана Курманбекова, инвесторы просят эксклюзивное право на строительство железной дороги и освобождения на 10 лет от налогов. Преимуществом перед возможными другими проектами является отказ от правительственных гарантий и внедрение при строительстве европейских технологий. При этом данный проект не требует никаких вложений со стороны Киргизии, все расходы берет на себя немецкая сторона. Стоимость проекта составит 2 млрд евро. Однако в проекте есть и ряд минусов для киргизской стороны, в частности то, что компания просит отдать новую железную дорогу в аренду на 49 лет.

Отметим, президент Киргизии Алмазбек Атамбаев также неоднократно заявлял, что против схемы "ресурсы взамен инвестиций".