Представители латгальской интеллигенции оказались не в состоянии поддержать пробуждение самосознания латгалов и возглавить их борьбу против латышской бюрократии, которая пренебрегает интересами Латгалии, считает Александр Гапоненко, один из лидеров инициировавшего поправки к Конституции Латвии, предоставляющие русскому языку в Латвии статус второго государственного, общества "Родной язык". Поводом для подобного заключения послужило интервью, которое дал газете Neatkarīgā Rīta avīze известный латвийский кинорежиссер Янис Стрейч, снявший такие фильмы, как "Мой друг - человек несерьезный", "Театр", "Дитя человеческое" и другие картины, сообщает сегодня, 21 марта, корреспондент ИА REGNUM.

"Самого известного на настоящий момент латгальского интеллигента корреспондент спрашивает: "Верно ли, что латыши потеряли Латгалию на языковом референдуме?" А тот отвечает, что да, это так. Правда, говорит это иносказательно, мол, виновата во всех бедах Рига. Но тот, кто умеет читать между строк, понимает, что "Рига" - это латышская правящая национал-радикальная элита. Далее Стрейч подробно рассказывает о безобразиях, которые творятся в Латгалии, с болью описывает как вымирает и разбегается латгальский народ. Однако само слово латгал он произнести боится и все время кивает на то, что и в других латвийских краях дела идут плохо, что всех удушила рижская бюрократия", - пишет Гапоненко на своей странице в социальной сети Facebook.

По словам Гапоненко, смысла языкового референдума, как шанса для латгалов, вместе с русскими, сменить правящую номенклатурную элиту Стрейч не понял. Этим, по мнению Гапоненко, и вызван привлекший внимание СМИ пассаж в интервью, где Стрейч говорит, что Владимир Линдерман (другой лидер общества "Родной язык") - еврей и потому во время референдума не может говорить от имени русских, а русские не должны были его слушать. Авторитетом для русских в Латвии должна быть такая "светлая личность", как Валерия Новодворская, заявил Стрейч в интервью, что вызвало иронию Гапоненко: "Аргумент Я.Стрейча не очень силен, поскольку Валерия Ильинична также принадлежит к славному еврейскому этносу".

По словам Гапоненко, в то время, как у латгалов начало пробуждаться национальное самосознание, латгальская интеллигенция оказалась не способна "придать ему внятные формы". При этом он напомнил, как перед референдумом по вопросу придания русскому языку статуса государственного депутат Сейма от премьерской партии "Единство", специалист по латгальской филологии Янина Курсите разъезжала по родине предков - Латгалии и призывала всех латгальцев голосовать против русского языка.

"Вместо того, чтобы возглавить начавшееся недавно движение за предоставление латгальскому языку статуса регионального, Курсите ввязалась в борьбу против русского языка. Она привлекла католическую церковь к участию в русофобской пропагандистской кампании и потом радовалась, что если бы не это, то все латгальцы проголосовали за русский язык", - сетует Гапоненко.

Как сообщало ИА REGNUM, в ходе референдума 18 февраля за придание русскому языку статуса государственного проголосовало 55,57% принявших участие в плебисците. При этом перед референдумом Гапоненко неоднократно выражал надежду и уверенность в поддержке со стороны не только русского населения Латгалии, но и собственно латгальцев, чей язык в Латвии не признается самостоятельным, а позиционируется как диалект латышского языка.

В опубликованном вчера, 20 марта, интервью под заголовком "Виновата не Латгалия, виновата - Рига" Стрейч сказал: "Результат [референдума] объявлен. Ясность есть - живем дальше. Пока мы будем постоянно оглядываться на вчерашний день, Латвия пропадет. Землю потеряли, безработица растет, люди уезжают, а мы между тем ищем, где тлеет, что не в порядке... Латвия пропадает, дорогие друзья. Земля и люди пропадают. Это главное. Чего мы чешемся? От нас только этого и ждут. Ждут, чтобы мы чесались и ничего не делали". Отвечая на вопрос про русских, которые говорят, что латыши их обидели, Стрейч выразил недоумение: "Обидели? Кто это сказал?! Лев Толстой? Александр Пушкин? Александр Солженицын? Что за русские это были? На рынке, в транспорте слышанные разговоры? Назовите конкретные имена". На слова журналиста: "Линдерман, политики "Центра согласия", интервьюированные на улице люди", Стрейч отреагировал так: "Линдерман разве русский? Почему вы должны его слушать? У меня другие авторитеты, сила духа которых не имеет границ и времени: Вернадский, Рерих, Булгаков, Бунин, Солженицын, мои собственные коллеги в России. И теперь еще множество светлых лиц, та же Валерия Новодворская...".