Обнародованный 18 марта предвыборный список Республиканской партии Армении напоминает скорее некий конгломерат политической палитры республики, причем подобранный по совершенно непонятным критериям и принципам.

Первые 14 номеров этого списка особых вопросов не вызывают. Здесь собраны люди с многолетним "республиканским стажем" и определенной политической биографией.

15 номер - глава Союза добровольцев "Еркрапа" Манвел Григорян был зачислен в этот список, скорее всего, благодаря своим боевым заслугам, но отнюдь не из соображений политической подкованности, или, тем более, верности, проводимому Сержем Саргсяном курсу. Вспомним, сколько раз на протяжении последних лет Манвел Григорян метался из одного лагеря в другой. Последний раз он сделал это после президентских выборов 2008 года, когда де-факто примкнул к лагерю лидера Армянского национального конгресса Левона Тер-Петросяна. Но контрмеры властей вернули его в старую колею. Манвел Григорян уже на последнем съезде "Еркрапа" заявил о полной поддержке курса президента Сержа Саргсяна.

За Манвелом Григоряном следует певица Шушан Петросян, которая до сих пор не выделялась политической активностью, а значит и логика решения о включении ее в список кандидатов в депутаты от правящей партии также не вполне понятна.

Теперь проанализируем, кто оказался на 17-ом, 18-ом и 19-ом местах этого списка. Это отнюдь не бывалые республиканцы или верные сторонники "республиканского" курса - это лидеры когда-то радикально-оппозиционных партий "Национальное единение" Арташес Гегамян и партии "Союз Конституционное право" Айк Бабуханян. Ну а лидера партии "Христианско-демократический союз" Хосрова Арутюняна едва можно назвать оппозиционером, он всегда отличался своей лояльностью и политической умеренностью.

Но вот Арташес Гегамян и Айк Бабухнян - другое дело. Критичные выступления Гегамяна в адрес Сержа Саргсяна зачастую зашкаливали за рамки приличия, а публикации в газете "Иравунк", принадлежащей Бабуханяну, выходили за нормы цензуры. Но сегодня эти люди оказались в первой 20-ке пропорционального списка РПА, куда не попали многие корифеи партии. Вот и получается так, что в политике нет вечных врагов и вечных друзей, есть вечные интересы.

Далее в списке между строк мелькают имена представителей Объединенной либеральной партии (МИАК), также малоизвестные широкой общественности и ничем не отличившиеся на политическом поле. Критерий попадания этих лиц в список РПА понятен, поскольку план президентской администрации по "выращиванию" из МИАК самодостаточной и энергичной политической силы, способной представить серьезную заявку на выборах, провалился. "Подопечных" втиснули в пропорциональный список РПА. Причем, некоторые из них умудрились стать членами одновременно двух партий, сохранив членство в МИАК и вступив в ряды РПА.

Ну и дальше идут знакомые все лица - набившие оскомину губернаторы, министры, чиновники, годами занимающие одни и те же должности, но способные что-то изменить в лучшую сторону в своих сферах только после того, как в них поверит на выборах общество. А общество, судя по всему, пока сомневается - стоит ли верить в очередной раз.

Армен Саакян - эксперт по внутренней политике Армении (Ереван)