В Чувашии каждая последующая сессия республиканского Госсовета всё больше напоминает стихийное политическое бедствие. На парламентской площадке ставятся не столько законодательные рекорды, сколько показательно-эмоциональные и временные: третья сессия заняла более шести часов и завершилась демаршем оппозиционеров. Правда, не единогласным: в ногу с оппозицией не пошёл "списочник" от КПРФ Олег Князькин. Оставшись в монохромном политическом одиночестве, единороссы быстро и непоколебимо расквитались с повесткой дня, при этом по вопросу, формально ставшим яблоком раздора, голосовали дважды - до правильного решения. Пока на парламентской арене шла битва за микрофон, спикер чувашского парламента Юрий Попов безмолствовал, умоляюще глядя в глаза наиболее опытным депутатам и регламентной группе, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Слева направо: вице-спикер Анатолий Князев, спикер Юрий Попов, вице-спикер Олег Мешков. Вдали - глава Чувашии Михаил Игнатьев

Надо отметить, что последняя из сессии в сессию увеличивается в важности, набирая политические очки. Впрочем, следить за регламентом стали и оппозиционеры, внося смуту в ход заседания своими указаниями - как соответствующие регламенту, так и нет, путая спикера. Третья сессия отличилась ещё и тем, что депутаты - как единороссы, так и оппозиционеры - перебивали выступающих с места, что не вписывается даже в обычный, негласный этикет общения. Как и переход на личности, чем не брезговали отдельные политики.

Как правило, если на сессию вносился проект закона о бюджете, то он по определению становился главным вопросом и забирал значительную порцию депутатского красноречия. Но на этот раз парламентариев расколол бюджет собственный: предел трёхмесячному терпению оппозиционеров - фракций КПРФ, "Справедливой России" и ЛДПР - наступил после внесения законодательных единороссовских идей-поправок в законы о Госсовете Чувашии и статусе депутата, предполагающие введение должности заместителя председателя комитетов. В части определения депутатов, работающих на постоянной основе. То есть, как метко и обеспокоенно заметил один из оппозиционеров, "не какой-то там закон о третьих лицах".

Напомним, согласно федеральному закону, каждой фракции предлагается не менее одного места на руководящую "зарплатную" должность. Чувашские единороссы разобрали платные мандаты уже на первой сессии, избрав спикера и руководителей четырёх комитетов, один из которых - Анатолий Князев - является главой фракции "Единой России". Как тогда поясняли в кулуарах единороссы, "сэкономили", возложив на одного человека три функции - руководителя фракции, комитета и вице-спикера. Портфели фракционные, к которым также в довесок идут рабочие кабинеты и служебные машины, до сих пор не раздали. Стоит отметить, что на оплачиваемый депутатский мандат претендуют сразу два представителя КПРФ - руководитель фракции Дмитрий Евсеев и Виктор Ильин, возглавлявший фракцию КПРФ в парламенте предыдущего созыва. Руководителями фракций "Справедливая Россия" и ЛДПР являются Игорь Моляков и Андрей Кулагин.

Игорь Моляков констатировал, что в Госсовете "развели маленькие семейные гадости". По его словам, это всё идёт с тех пор, когда "совершенно незаконно "Единая Россия" собралась на странное первое собрание, представителей других фракций не пригласила, хотя она должна была это сделать, и распределила между собой все должности". В итоге часть работает на освобождённой основе, в то время как оппозиция "ждёт какого-то решения". По его словам, по данному факту коммунисты, справороссы и ЛДПР направили запрос в прокуратуру ещё в декабре, но до сих пор ответа нет. "Зачем унижать депутатов? - с недоумением обратился к единороссам Моляков, подчеркнув, что сейчас фракции лишены возможности работать в соответствии с федеральным законом. - Месяца два назад можно было понять эту возню. А сейчас в новом законопроекте секретаря комитета придумали, потом ещё штатского советника придумают, тайного". Позже он без обиняков потребовал должность, машину и миллионы, которые ему приписывают слухи.

"Все эти месяцы ушли на то, чтобы дать вам возможности, найти механизм для того, чтобы работать на профессиональной основе", - пояснял глава одного из комитетов Пётр Краснов. Он отметил, что при назначении на должность заместителя председателя комитета, условно говоря, "в управлении" того же руководителя фракции будет больше депутатов. "Тем самым пытаемся повысить вашу значимость", - объяснял языком арифметики Краснов, однако выходило не убедительно.

Согласно представленному документу, редактуре подверглась норма о том, кто может претендовать на зарплату в Госсовете. Депутаты-единороссы, главы комитетов Николай Малов и Петр Краснов предложили к "зарплатным" руководящим должностям дополнительно ввести ещё и заместителей председателей комитетов. Это вызвало бурный протест: оппозиция подчеркнула, что у этой должности нет административно-распорядительных функций, сделав вывод, что фактически введением этой должности единороссы хотят подменить руководителя фракции.

"Согласно проекту документа, заместитель руководителя комитета осуществляет контроль за ходом выполнения поручений комитета, ведением протоколов и стенограмм заседаний комитета, доведением их содержания до членов комитета, оформлением другой документации. То есть фактически это секретарская работа. Больше того, секретаря-стенографистки. Извините меня, это просто издевательство над здравым смыслом", - возмутился руководитель фракции КПРФ Дмитрий Евсеев. "Это называется морочить депутатам голову", - поддержали его другие оппозиционеры, высказав мнение, что оба законопроекта минимизируют "все возможности" на ведение диалога оппозиции с властью. С особой симпатией вспомнили "предыдущего президента Федорова" (Николай Федоров, первый президент Чувашии, ИА REGNUM), "который умел чётко работать с оппозицией" и привлекал её для работы, форсируя принятие соответствующих законов. Удивились и тому, что "не удел" остался Михаил Михайловский (был спикером в течение 10 лет, теперь - рядовой депутат) с его огромным политическим опытом, "который должны перенимать".

Давая оценку предлагаемым изменениям, Дмитрий Евсеев обратил внимание на то, что механизм "совершенно не продуман, так как в этом случае депутаты фракции, находящиеся в одном комитете, вынуждены будут для реализации своего права переходить в другой". Опасения коммуниста связаны и с неясными перспективами представителя фракции, претендующего на должность заместителя председателя комитета на постоянной основе: что будет, если его не поддержат при голосовании, ведь единороссов большинство? Градус доверия в чувашском парламенте стремительно падал.

Единороссы достаточно цинично, в духе политической гигантомании подчёркивали, что "свои личные вопросы нужно решать на другой основе, не на базе Госсовета". "Вы можете отказаться. Вам даётся это право. Пожалуйста, отказывайтесь", - демонстрировал демократичность, предлагая варианты, Пётр Краснов. "Коль представлены двумя депутатами в Госсовете, наверное, нужно смириться с должностью заместителя председателя комитета", - кинул камень в адрес ЛДПР Николай Малов, порекомендовав объединяться и дать "свои предложения через голосование по большинству". "Если только вам не будет предоставлено это право, это место руководящей должности, то вы вправе судиться", - настаивал Малов. "Я думаю, до этого не доведём. Мирно решим", - пожурил коллегу спикер.

Довели. До мирного протеста. При представлении проекта закона о государственной социальной помощи детям Великой Отечественной войны Пётр Краснов предложил не открывать прения, отметив, что комитет отклонил законопроект. Из-за зала чётко прозвучало, что докладчик "оборзел".

"У меня мама 1936 года рождения, ребёнком собирала колоски для армии. Отец - то же самое. Что мне матери своей сказать?" - озабоченно спросил бизнесмен Владимир Михайлов (фракция "Справедливой России"). "Моя мать в годы войны 28 км из Комсомольского ходила в Канаш пешком в суровое зимнее время, будучи 15-летней девочкой. И на которую нападали волки. Поэтому не надо сегодня говорить о том, о чём каждый может сказать", - эмоционально оборвал Пётр Краснов. Инициатор законопроекта Виктор Ильин, которого Краснов назвал "субъектом законодательной инициативы", попытался апеллировать к "принципу гласности, открытости". "Это всё ваша философия", - жёстко прервал коммуниста глава комитета. Ильин вдруг совершенно некстати вспомнил первого президента: в своё время Николай Федоров пообещал рассмотреть этот вопрос. "Причём тут Федоров? Вот к нему и обращайтесь. Я же не Федоров", - раздражённо заметил Краснов, напрочь забыв о более весомых аргументах - скудном бюджете. Но Федоров оскомину уже набил. Позже Пётр Краснов оговорился: "Как подчёркивал глава Ник...Михаил Васильевич Федоров... Почему Федоров?.. Вот вспоминали... " И поправился: "Игнатьев".

Дальше события развивались динамично, как в малобюджетном кино. КПРФ и ЛДПР попросили перерыв. Зал поредел. Оппозиция попросила провести перерегистрацию и изъять карточки у отсутствующих депутатов, чтобы по ним никто не смог проголосовать. Руководитель аппарата Госсовета Анатолий Ухтияров, не моргнув глазом, пытался заверить, что покинувшие зал оставили заявления о передаче права голоса, однако не смог предъявить ни одной бумаги. "Какие такие заявления?" - удивлённо переспросила пришедшая с небольшим опозданием руководитель секретариата Елена Бадаева, которую застали врасплох этим вопросом. Затем справороссы взяли тайм-аут ещё на 20 минут, после которых три фракции - КПРФ, "Справедливая Россия" и ЛДПР - покинули зал заседаний в знак протеста против "беспрецедентного политического давления".

Сразу после демарша все вопросы прошли практически единогласно. Была отклонена и вторая законодательная инициатива Виктора Ильина - о ветеранах труда с ценой вопроса в фантастические для Чувашии 3 млрд рублей, десятой части консолидированного бюджета. Инициатива, попахивающая популизмом, вызвала тихий рокот в поредевших рядах: где взять 3 млрд рублей - "отобрать" у матерей, детей, "отщипнуть" у здравоохранения, образования? При этом с недоумением было отмечено, что сам Ильин на обсуждение законопроекта в комитете пришёл с опозданием на два часа - то есть когда его вопрос уже рассмотрели. Имеет право: чего за бесплатно работать.