"Обсуждение проблемы с так называемой "черной трансплантологией" в Косово началась в конце 2010 года, когда с соответствующим докладом выступил спецдокладчик Парламентской Ассамблеи Совета Безопасности ООН швейцарский прокурор Дик Марти. А в конце января 2011 года соответствующую резолюцию приняла сама Парламентская Ассамблея Совбеза ООН", - заявил 16 марта корреспонденту ИА REGNUM старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Петр Искендеров.

Напомним, 16 марта глава МИД России Сергей Лавров выступил с заявлением, в котором призвал Совет Безопасности ООН начать расследования сообщений по торговле органами в Косово.

Большинством голосов Парламентская Ассамблея постановила провести международное расследование, сообщил эксперт. По его словам, тут возник вопрос, кто именно должен проводить это расследование и контролировать его ход. Сама Парламентская Ассамблея высказалась за то, чтобы это делала гражданско-полицейская миссия Евросоюза в Косово, и сама эта миссия заявила о своей готовности начать расследование, что и сделала, отметил политолог. Сейчас в Приштине, пояснил он, идет судебный процесс, на котором выступают, в том числе, и международные свидетели по этому делу.

"Однако сам Дик Марти, а также организация "Международная амнистия", бывший главный прокурор Гаагского трибунала Карла дель Понте и представители России высказали серьезные сомнения относительно способности миссии Евросоюза и ЕС в целом провести всестороннее расследование. Это объясняется тем, что большинство членов этой организации признали независимость Косово, сотрудничают с нынешними косовскими властями, которые были упомянуты в докладе Дика Марти и, кроме того, не секрет, что гражданско-полицейская миссия ЕС в Приштине помогает в строительстве институтов самопровозглашенного независимого Косово", - заявил Искендеров.

Тогда, по его словам, был поставлен вопрос о том, что расследованием должен заняться новый судебный механизм, наподобие Гаагского трибунала, либо, чтобы это расследование шло по мандату не Европейского союза, а ООН и ее Совета Безопасности. Однако против этого выступили представители ЕС, которые заявили, что Евросоюз сможет прекрасно справиться с этим делом, сообщил политолог. И сейчас, отметил он, по сути, в расследовании идут два параллельных процесса.

Первый - это те судебные заседания, которые идут в Приштине. Они, утверждает аналитик, касаются различных аспектов клиники "Медикус", которая была закрыта в 2008 году в Приштине и которая действительно занималась нелегальной пересадкой донорских органов. Это то, сказал Искендеров, что удалось выявить следователям ЕС при поддержке Канады, США, Израиля, Турции и других стран. Там фигурирует "черный трансплантолог" из Турции Юсуф Сонмез, фигурируют свидетели из Канады и США, которые несколько лет назад выступали в качестве реципиентов почек, которым их пересаживали в Приштине, сообщил эксперт. Однако за рамки этого процесса вынесены те эпизоды, с которых началась вся история, а именно преступления, совершавшиеся в 1999-2000 годах, считает политолог. В нем участвовали сотни косовских сербов, которых вывозили, согласно данным Дика Марти и Карлы дель Понте, на север Албании, где у них насильно изымали человеческие органы.

Это сторона дела сейчас не расследуется, хотя в докладе Дика Марти подчеркивалось, что между клиникой "Медикус" и теми преступлениями, которые совершались десять лет назад, и к которым, по данным следствия, причастны Хашим Тачи и другие нынешние руководители Косово, присутствует несомненная связь, отметил аналитик. "Однако эту связь следователи ЕС не замечают и стараются свести все дело к 2008 году и к клинике "Медикус", которая действовала полулегально, но, естественно, ее масштабы несопоставимы с теми преступлениями, которые совершались за несколько лет до этого. Поэтому понятно, что миссия ЕС, которая занимается этим делом, если и может кого-то осудить, то это пресловутого доктора Сонмеза, чиновников косовского министерства здравоохранения и ряд других второстепенных фигур. Понятно, что это расследование не приведет ни к осуждению косовского премьера Хашима Тачи, ни его ближайших подручных", - заявил Искендеров.

Именно поэтому Сербия и Россия настаивают на том, чтобы вывести это расследование за рамки ЕС и либо передать полномочия Гаагскому трибуналу, либо создать новый международный институт, сказал эксперт. К тому же есть еще и Уголовный суд ООН, добавил он. Это необходимо, чтобы институты смогли расследовать не только то, что выгодно ЕС, но и вскрыть связи преступления с верхушкой нынешнего Косово, пояснил аналитик. "Однако понятно, что США и ведущие западно-европейские страны противятся этому и настаивают, что все антисербские преступления, совершенные раньше 2008 года, не доказаны. По их мнению, доказанным являются отдельные факты, когда пациенты из Германии приезжали в Приштину и им там пересаживали органы, взятые у доноров из Молдавии, Украины, из России даже и других стран СНГ. Это тоже преступления, но совсем не те, с чего это дело начиналось, не то, к чему были причастны многие высшие функционеры сегодняшнего Косово", - заявил эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM, 16 марта глава МИД России Сергей Лавров выступил с заявлением, в котором призвал Совет Безопасности ООН начать расследования сообщений по торговле органами в Косово.