Акваторию Севмашпредприятия покинула подводная лодка "Б-396", переоборудованная корабелами в музей по заказу правительства Москвы.

Как сообщает газета "Корабел", лодку везут в Москву на специальном понтоне (кстати, он запатентован Севмашем, как и проект реконструкции подлодки). Заводской буксир "Евгений Егоров" должен доставить субмарину-музей в Беломорск. Дальнейшую транспортировку "Б-396" из Беломорска в столицу обеспечит компания "Транслес". Подводная лодка "Б-396", переоборудованная в музей, будет установлена в столице на подводном постаменте. Этой подводной лодке предписано стать хранительницей истории и традиций российского подводного флота, а также учебным центром.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM - Архангельские Новости, "Б-396" явилась продолжением серии дизельных подводных лодок весьма удачного проекта 641Б (шифр "Сом", по классификации НАТО - "Танго").

Конструктор проекта Владимир Смирнов говорит, что от Беломорска по системе внутренних водных путей лодку поведут озерные буксиры. Им предстоит пройти через систему шлюзов, только на Беломорско-Балтийском канале их девятнадцать.

При регулировке балласта осадка понтона, на котором установлена подводная лодка, увеличилась на полметра. Сделано это с той целью, чтобы придать системе "Понтон-лодка" устойчивость в море. Вся конструкция классифицирована Морским регистром как "стоечное судно", получено разовое разрешение на перегон. Ответственный сдатчик переоборудованной субмарины Александр Белых, представители цехов 22 и 42 сопровождают лодку на борту буксира.

Подводная лодка вначале прибудет на Химкинское водохранилище. Однако городские мосты могут стать препятствием дальнейшему продвижению. Специалисты Севмаша не исключают возможности временного демонтажа рубки. Ее срезали еще в цехе, но перед выводом из эллинга водрузили на штатное место, дабы не лишать корабль первозданного вида и сократить расходы на транспортировку. Снять ограждение прочной рубки не составит проблемы.

В Москве лодку поставят на подводный пьедестал, сооруженный конструкторами Севмаша, что позволит открыть для обозрения винторулевой комплекс и сделать оптимальным восприятие внешнего вида подводной лодки. Ведущий конструктор проекта Михаил Кашин сообщил, что когда московское правительство примет решение о размещении лодки-музея у причала, специалисты Севмаша выполнят окончательную доработку субмарины. Они произведут чистовую отделку помещений, покрасят палубу, подключат светильники, установят штатные выдвижные устройства рубки (перископы, антенны и прочее), флагштоки на носу и корме.

Заложили корабль на горьковском заводе "Красное Сормово" в 1979 году, осенью 1980-го подлодка была зачислена в состав флота. Первым командиром стал капитан 2 ранга М.Маначинский. Субмарина несла боевую службу в Средиземном море, Южной и Северной Атлантике, Баренцевом и Норвежском морях, базировалась в Полярном и ВМБ Лиинахамари. В мае 1984 года у подводной лодки "Б-396" рядом с безликим тактическим номером появилось имя "Новосибирский комсомолец", присвоенное по инициативе Новосибирского обкома ВЛКСМ. По итогам 1986 года "Новосибирский комсомолец" стал лучшим кораблем 4-й Краснознаменной ордена Ушакова I степени эскадры подводных лодок. Славный боевой путь "Б-396" завершился в 1998-м, а 21 октября 2000 года субмарина пришла на Севмаш.