"Железная дорога Китай - Киргизия - Узбекистан позволит разрабатывать находящиеся вблизи полотна месторождения", - заявил сегодня, 15 марта, на заседании правительства заместитель министра транспорта и коммуникаций Шералы Абдылдаев.

Как подчеркнул чиновник, в притрассовой зоне расположены месторождения угля, золота, свинца, железной руды, гипса, барита, облицовочного камня строительного известняка, разработка которых затруднена из-за неразвитости транспортной инфраструктуры. Новая железная дорога же позволит раскрыть экономический потенциал данных месторождений.

Кроме того, по словам Абдылдаева, благодаря железной дороге появится много новых рабочих мест, а соответственно будет обеспечена занятость местного населения. "В период строительства на территории Киргизии будет создано около 20 тыс. рабочих мест. По окончании работ будет трудоустроено около 2.700 человек", - цитирует замминистра интернет-издание Tazabek.

Как сообщало ИА REGNUM, правительство Киргизии выступило с предложением построить железную дорогу Китай - Киргизия - Узбекистан совместно с Китаем, предложившим схему "ресурсы взамен инвестиций", и отдать ему ряд месторождений. Однако в проект Китая не входит строительство ветки Балыкчи - Кара-Кече, которая нужна Киргизии для перевозки добываемого на месторождении "Кара-Кече" угля.

На заседании парламентской фракции "Ар-Намыс" 5 марта депутат Кожобек Рыспаев заявил, что "нельзя отдавать месторождение взамен инвестиций, потому что народ не согласится". "Если китайцы думают, что действительно отдадут, то надо понять, что парламент тоже не согласится", - процитировало парламентария интернет-издание Tazabek. В результате фракция выступила против строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан Китаем, одобрив проект сооружения полотна киргизско-немецкой компанией "Темир Роял". По словам президента компании Нурлана Курманбекова, инвесторы просят эксклюзивное право на строительство железной дороги и освобождения на 10 лет от налогов. Преимуществом перед возможными другими проектами является отказ от правительственных гарантий и внедрение при строительстве европейских технологий. При этом данный проект не требует никаких вложений со стороны Киргизии, все расходы берет на себя немецкая сторона. Стоимость проекта составит 2 млрд евро. Однако в проекте есть и ряд минусов для киргизской стороны, в частности то, что компания просит отдать новую железную дорогу в аренду на 49 лет.

Отметим, что президент Киргизии Алмазбек Атамбаев 29 февраля в интервью местным телеканалам заявил, что также против предложенной Китаем схемы.