Противники Александра Лукашенко из числа так называемых «белорусизаторов» уверены: в Белоруссии осуществляется «принудительная русификация». Именно так охарактеризовал происходящее в республике председатель «Совета белорусской интеллигенции» Владимир Колос в интервью радио «Свобода», комментируя публикацию докладной записки чиновницы Брестского облисполкома Ольги Климахович. Другая часть белорусской интеллигенции, представленная последователями идейного течения западнорусизма, заявляет об обратном: власти Белоруссии последовательно реализуют комплекс мероприятий в рамках политики «мягкой белорусизации», заявления о «принудительной русификации» безосновательны.

Напомним, 13 марта белорусские оппозиционные СМИ опубликовали докладную записку подчинённой брестского губернатора Константина Сумара. В своей записке заведующая отделом по организационно-методической работе и делопроизводству Ольга Климахович указывает шефу на то, что заместитель главы Администрации президента Александр Радьков просит Сумара во исполнение поручения Александра Лукашенко «принять конкретные меры по недопущению проведения руководителями государственных органов, иных организаций политики принудительной белорусификации и искусственного сокращения использования русского языка в их деятельности». О скандальной публикации и реакции на неё корреспонденту ИА REGNUM рассказал белорусский писатель и общественный деятель Андрей Геращенко.

ИА REGNUM: Насколько распространена в Белоруссии практика напоминать своим непосредственным начальникам о поручениях президента?

Протокол поручений главы государства, данных 24 февраля в ходе совещания по итогам проведения Национального музыкального проекта «ЕвроФест», на который ссылается заместитель управделами Брестского облисполкома Ольга. Климахович, является несколько странной формой документооборота, так как подразумевает, что это запись устных поручений президента с определением конкретных их исполнителей и сроков исполнения. Однако, не видя документа в целом, сложно комментировать его отдельные положения. Также выглядит несколько странным, что чиновник облисполкома информирует председателя о том, что к нему обращается с просьбой первый заместитель главы администрации. Можно подумать, что напрямую друг другу излагать свои «просьбы» оба чиновника немалого ранга не могут? Хотя, видимо, дело просто не в очень корректной формулировке самой бумаги, составленной в Брестском облисполкоме — скорее всего, это обычное напоминание, чтобы не выпустить данный вопрос из вида. Подобные протоколы поручений и напоминания стали нормой, причём даже на уровне местного руководства.

ИА REGNUM: Судя по документу, в Администрации президента озабочены не только «русским вопросом»?

Совершенно очевидно, что Александр Григорьевич Лукашенко, долгое время уделявший внимание вопросам политики и экономики, решил более пристально посмотреть, что же у нас делается в вопросах культуры, насколько успешно их решает команда министра Павла Латушко. Поводом, конечно же, послужила скандальная история с фальсификацией результатов «Еврофеста». Если бы не вмешательство самого Лукашенко, всё могло завершиться совсем печально. Однако вряд ли это нормально, если президент начинает руководить такими вопросами вместо своего министра. Совершенно ясно, что сам Латушко не должен был доводить эту проблему, как и проблему русско-белорусского двуязычия, до уровня главы государства. Глава Минкультуры, уделяя в последнее время слишком большое внимание новому витку белорусизации и активной реставрации памятников польско-литовской шляхты, явно провалил и «Еврофест», и другие вопросы, позабыв в пылу своего рвения, что они вместе с его заместителем Тадеушем Стружецким являются работниками сферы культуры Белоруссии, а не соседней Польши. Да и демарш послов Евросоюза, в котором немалую роль сыграла позиция Польши, зримо показал, что Лукашенко, несмотря на значительные уступки, сделанные им своим партнёрам, так и не получил от них ничего взамен.

ИА REGNUM: У Лукашенко есть неоценённые заслуги перед Польшей?

Положа руку на сердце, нужно сказать, что Лукашенко сделал для поляков и замков их шляхты в Белоруссии едва ли не больше, чем это делается в соседней Польше, а в результате в ответ получил лишь чёрную неблагодарность и от Польши, и от Евросоюза в целом. И если раньше он мог позволить себе смотреть сквозь пальцы на выходки всех этих белорусизаторов новой волны, надеясь, очевидно, на встречные шаги Польши, то теперь, видимо, усомнился в полезности дальнейшего заигрывания с местными националистами, которые, к слову, всегда были его противниками.

Латушко и Стружецкий, а также многочисленные другие чиновники, ратующие за белорусизацию — они или перестарались, или же просто действовали в интересах не столько белорусского государства, сколько в интересах той же оппозиции и Польши. Очевидно, что, поставив под сомнение результаты итогов Республиканского референдума 14 мая 1995 года, где за придание русскому языку статуса государственного выступили 83,3% граждан, наши «свядомыя» и их союзники из Минкульта на этом не остановятся и потребуют потом пересмотреть и итоги референдума по другим вопросам. Думаю, что белорусский президент это понимает.

ИА REGNUM: Заявления о «принудительной русификации» обоснованы? Или русский язык — это выбор белорусов?

Совершено очевидно, что главным и родным языком белорусов является именно русский и, если бы не титанические меры государства по внедрению и сохранению белорусского языка, он вообще бы исчез. Именно поэтому белорусы совершенно сознательно не хотят обучаться на белорусском языке, так как это не сулит им никаких серьёзных перспектив. А все эти попытки навязать обществу белорусский язык абсолютно бессмысленны и даже вредны, так как порождают недовольство населения.

Поручения президента, о которых можно судить по документу из Брестского облисполкома, абсолютно верные: мы не можем бесконечно тратить деньги на разные проекты польско-литовской истории и делать бесконечные реверансы в сторону Польши, особенно с учётом её позиции по отношению к Белоруссии. Эти замки были опорными центрами иноплеменного господства над белорусским народом, который шляхта всячески унижала и измывалась над ним, живя за его счёт. Об этом нужно помнить. Лучше бы чиновники министерства культуры и местная «вертикаль» развивали центры народных ремёсел, которыми всегда славились белорусы — соломоплетение, вышивку, гончарное и кузнечное дело. И денег на это надо гораздо меньше, и пользы будет больше.

Однако всего этого мало. Мне непонятно, почему у нас, например, все дорожные указатели выполнены не на русском языке. И других подобных примеров достаточно. Так что замечания президента вполне своевременные. Думаю, это серьёзно остудит многочисленных новоявленных белорусизаторов и заставит их пересмотреть свои маниловские планы по поэтапной принудительной замене русского языка на белорусский, о чём ещё совсем недавно они открыто говорили. Нам необходима государственная программа по развитию русского языка, так как на нём держится вся наука, оборона, безопасность и коммуникативная сфера.

Что же касается деятельности министерства культуры, то очевидно: оно нуждается как в реформировании, так и в кадровом обновлении. И скандал на «Еврофесте» — это лишь вершина целого айсберга проблем, которые давно накопились в этом ведомстве и ждут своего решения.

Как сообщало ИА REGNUM, 16 февраля в Минске заместитель министра культуры Тадеуш Стружецкий во время круглого стола «Популяризация белорусского языка: современность и перспективы» заявил о том, что вся система деятельности министерства сориентирована на поддержку и популяризацию белорусского языка. «По инициативе министерства культуры был в 2010 году разработан план мероприятий по расширению и популяризации использования белорусского языка в жизни общества на 2010 и следующие годы, утверждён в Администрации президента, в Совете министров», — напомнил замминистра. «Практически абсолютное большинство владеет белорусским языком, готово его использовать, однако, возможно, в каждой конкретной ситуации не готово его использовать», — сказал замминистра. Он отметил также: «Так сложилось исторически, что большая часть населения нашей страны не использует или редко использует в повседневной жизни белорусский язык, отдавая предпочтение русскому». Стружецкий сообщил, что Минкультуры способствует развитию и популяризации «беларускай мовы» — языка нации.

Позднее, 21 февраля Тадеуш Стружецкий заявил о том, что с целью распространения белорусского языка («беларускай мовы») допустимы меры административного принуждения. Стружецкий констатировал: «Сегодня нам всем нужно понять, что белорусский язык — это важнейший показатель личных, общественных и государственных отношений к Белоруссии. Республика Беларусь как самостоятельное государство без белорусского языка существовать не может. Это аксиома».

Напомним, в 2012 году в рамках утверждённой 6 января Совмином госпрограммы «Замки Беларуси» планируется восстановление нескольких замков литовских князей и польских магнатов. В декабре 2011 года Минкультуры Белоруссии объявило конкурс на создание эскизных проектов памятника Миндовгу — основателю и первому князю Великого княжества Литовского. Минкультуры Белоруссии уделяет особое внимание восстановлению памятников, напоминающих о временах Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, а также переводу с русского на белорусский язык делопроизводства в госучреждениях.

Также напомним, 24 февраля Александр Лукашенко провёл совещание с чиновниками, посвященное «разбору полётов» по итогам скандала, возникшего в связи с подтасовкой результатов отборочного тура кандидата от Белоруссии на музыкальный конкурс «Евровидение» («Национальный телевизионный музыкальный конкурс «Еврофест»). По итогам совещания объявлен выговор министру культуры Павлу Латушко и председателю Белтелерадиокомпании Геннадию Давыдько. Худрук «Еврофеста» шоумен Александр Тиханович и его дочь (исполнительный продюсер «Еврофеста», сотрудница «Белтелерадлиокомпании») Анастасия Тиханович продолжили деятельность, «козлом отпущения» был назначен продюсер «Еврофеста» Дмитрий Баранов — его уволили с работы.