На совещании "О координации и взаимодействии деятельности МВД - ГУВД - УВД-УВДТ СЗФО в противодействии преступлениям и правонарушениям в сфере лесопользования и оборота лесопродукции" было признано, что кардинально решить вопросы по пресечению незаконной заготовки, только путем проверок и рейдов невозможно.

Как сообщила пресс-служба УВД Архангельской области, одной из причин высокой криминогенности ЛПК является отсутствие лицензирования лесозаготовительной деятельности. Наряду с крупными специализированными предприятиями-леспромхозами, функционируют различные фирмы, мелкие и средние предприниматели, заинтересованные лишь в получении значительных доходов. Из-за отсутствия нормативной базы, жестко регламентирующей порядок перевозки и реализации древесины, невозможно выявлять незаконно заготовленную древесину при ее транспортировке.

В сообщении пресс-службы особо отмечалось, что мелкие заготовители нарушают правила рубок леса, не выполняют лесоводственных и экологических требований, не участвуют в строительстве и содержании лесовозных дорог, хотя пользуются ими постоянно, древесину реализуют по заниженным ценам и умышлено скрывают ее фактические объемы. Многие их них стремятся уйти от налогообложения.

По мнению начальника УВД Архангельской области Владимира Лобанова, для решения имеющейся проблемы необходимо лицензирование деятельности лесопользователей и ужесточение требований к их функционированию. Лицензирование позволило сократить число краж, почти в два раза (2001 год - 1046, 2002 год - 555) при заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов.

На территории Архангельской области следственные органы при исчислении ущерба не применяется исчисление многократной стоимости древесины на корню. При таком подходе привлечь к уголовной ответственности преступника очень сложно: он должен срубить не один гектар леса. Законодатель отнес подобные преступления к экономическим. Штрафные же санкции в размере от 10 до 15 МРОТ, применяемые в соответствии с административным законодательством к гражданам, совершившим незаконные порубки неадекватны ущербу, наносимому экономике и окружающей среде.

Суды Архангельской области, рассматривая уголовные дела, возбужденные по ст. 260 УК РФ при исчислении ущерба учитывают однократную стоимость срубленной древесины, то есть минимальную стоимость древесины на корню. При этом Постановлением Правительства РФ предусматривается восстанавливать экологический ущерб по многократной таксовой стоимости. По словам Председателя областного суда Михаила Аверина, здесь требуется изменение существующего уголовного законодательства.

Особое внимание участников совещания было уделено опыту борьбы с преступлениями в сфере лесообработки в Вологодской области. Там сотрудники правоохранительных органов интересуются не только количеством древесины, которая находится на том или ином предприятии во время проверки, но и определяют размеры истраченной электроэнергии. Это в дельнейшем исключает занижение объема распиленного леса со стороны коммерческих структур. Таким образом, свыше 1000 частных пилорам находятся под контролем милиции.