На площади Независимости в Минске 12 марта были задержаны журналисты из Швеции и Белоруссии. Съемочная группа шведского телевидения (SVT, Sveriges Television) снимала сюжет об акциях "молчаливого протеста" в Белоруссии с одним из участников данных мероприятий - активистом организации "Молодой фронт" Романом Протасевичем. Сопровождали группу SVT (оператора Свена Бергмана, корреспондента Олафа Кристоферсона и продюсера Изабель Сомерфельд) белорусский корреспондент радиостанции "Русская служба новостей" Владимир Чуденцов и член "Белорусской ассоциации журналистов" Илья Кузнецов. Около 17-и часов всех их задержали сотрудники МВД Белоруссии и отвезли в РУВД Московского р-на г.Минска. После того, как всех задержанных выпустили, Владимир Чуденцов в интервью ИА REGNUM рассказал о подробностях инцидента.

ИА REGNUM: Что произошло на площади Независимости с Вами и Вашими коллегами вечером 12 марта?

Корреспондент Свен Бергман и оператор Олаф Кристоферсон готовились снимать интервью с активистом организации "Молодой фронт" Романом Протасевичем. Планировалось делать это на фоне костёла св. Симона и Алены ("Красного костёла"). Как только развернули аппаратуру - со стороны Дома правительства приехал минивэн серебристого цвета с обычными "гражданскими" номерами и тонированными стёклами. Из автомобиля вышли два милиционера в форме спецназа и попросили документы.

ИА REGNUM: С минской площади Независимости регулярно делают репортажи представители государственных СМИ Белоруссии. Чем вызвано такое внимание к журналистам со стороны спецназа?

У всех нас были официальные карты аккредитации МИД Республики Беларусь. Мы их предъявили, после чего нас попросили проехать в РУВД "для проверки аккредитации".

ИА REGNUM: Как свои действия аргументировали представители белорусского МВД?

Повод для задержания был таким: "На площади Независимости находятся режимные объекты, поэтому снимать здесь без специального разрешения запрещено".

ИА REGNUM: Чем закончилось задержание?

Всё закончилось 3 часами пребывания в РУВД Московского района Минска, причём беседовал с нами лично начальник РУВД полковник Назаров. Оператора Олафа Кристоферсона и переводчика Илью Кузнецова забрали в другую комнату, где милиционеры просматривали и копировали себе всё отснятое видео. После этого отпустили без составления протокола, каких-либо претензий и извинений.

ИА REGNUM: Что думают делать журналисты после освобождения?

Думают делать сюжет об этом, разумеется. Интервью с Романом Протасевичем шведские коллеги всё же записали, но уже после освобождения из РУВД - рядом с ним, на проспекте Дзержинского.

Как сообщало ИА REGNUM, в 2011 году в Белоруссии около полугода проходили акции "молчаливого протеста", в ходе которых противники политики Александра Лукашенко молча прогуливались по центральными площадям населенных пунктов и аплодисментами выражали протест официальному курсу. Сотрудники спецслужб в штатском похищали подозреваемых в участии в данных акциях и на автомобилях без номеров доставляли в милицию, где составлялись протоколы о нецензурной брани задержанных в общественном месте и иных правонарушениях. В октябре Нацсобрание Белоруссии с подачи МВД приняло поправки в закон о массовых мероприятиях, предусматривающие ответственность за "организованное бездействие группы лиц".