6 марта, то есть фактически сразу после уверенной победы В. Путина на президентских выборах, замглавы МИД России С. Рябков дал "утечку" оптимистической информации о том, что есть определенный прогресс в переговорах по Габалинской РЛС. По словам Рябкова, Россия и Азербайджан уже близки к окончанию переговоров по аренде радиолокационной станции (РЛС) в Габале. Но так ли это на самом деле? Ведь никаких подтверждений, обоснований или уточнений слов Рябкова в последующие дни не последовало - ни в России, ни в Азербайджане. Нет никакой информации и о каких-либо изменениях в позициях сторон или о новом раунде переговоров по данному вопросу.

Так что же стоит за неожиданным и, по сути, голословным заявлением замглавы МИД России? Эйфория правительства в связи с итогами президентских выборов и авансовая заявка на то, что Путин найдет нужное решение этой приоритетной проблемы? Или это рассчитанная на внешнюю и внутреннюю аудиторию сугубо "блефовая" реакция на доминирующую в СМИ и экспертных кругах негативную и тревожную оценку переговоров по данному вопросу? Ведь накануне президентских выборов в России переговоры по продлению аренды Габалинской РЛС всеми единодушно признавались, как зашедшие в тупик и их перспективы мало кем оценивались оптимистично.

Масла в огонь подлила публикация в журнале "Коммерсант" в конце февраля, в которой со ссылкой на источники в Минобороны и МИД РФ говорилось о том, что Азербайджан в 40 раз поднял плату за радиолокационную станцию в Габале - с 7 до 300 млн долларов в год. И хотя официальных подтверждений или опровержений данной информации со стороны МИД или Минобороны России и Азербайджана не последовало, тем не менее, многие именно в этом усмотрели пикантную подоплеку и тупиковую обреченность ведущихся переговоров. При этом, в неуспехе переговоров многие российские эксперты поспешили обвинить Баку и в его максималистской ценовой позиции стали усматривать различные, порой притянутые за уши, политические и геополитические подтексты.

Разумеется, было бы политической наивностью отрицать наличие и влияние данных подтекстов - они присутствует даже в неформальных встречах официальных лиц. Но сводить все к политическим и геополитическим интересам и не учитывать сугубо экономические, экологические, правовые, прагматические соображения и фактор общественного мнения было бы не менее ущербным подходом.

Прежде всего, стоит особо акцентировать внимание на том факте, что согласно соглашению между странами от 25 января 2002 года Габалинская РЛС является собственностью Азербайджана и имеет статус информационно-аналитического центра. В качестве юридического собственника Азербайджан в 2002 году сдал объект в аренду России - сроком на 10 лет и со смехотворно низкой стоимостью $7 млн в год. Россия обязалась использовать РЛС только в "информационно-аналитических целях", а также делиться с Азербайджаном частью полученной информации. В этом году истекает десятилетний срок соглашения между РФ и Азербайджаном об условиях использования Габалинской радиолокационной станции, подписанного в 2002 году. По его условиям, соглашение автоматически продлевается на три года, если ни одна из сторон за полгода не уведомит о намерении расторгнуть договоренности. Очередные полгода истекают 9 июня. Именно к этому времени сторонам нужно успеть уладить все формальности.

Москва постоянно заявляет о перманентном снижении военно-технической и политической значимости Габалинской РЛС, о наличии и перспективах появления альтернативных, более современных модульных станций и даже о возможности полного ухода с этого объекта, но при этом настойчиво пытается продлить соглашение с Азербайджаном, ни много, ни мало, - сразу на 25 лет. Если Габалинская РЛС уже не представляет особой военно-политической значимости для России и выдвинутая собственником станции (Азербайджаном) новая стоимость (300 млн долларов в год) чрезмерно завышена, то какой резон добиваться продления аренды еще на 25 лет? С другой стороны, если деятельность Габалинской РЛС крайне важна для России и представляет долгосрочный интерес, то ценовая позиция Азербайджана не должна особо удивлять и его права как собственника станции должны быть обеспечены по максимуму.

Тем более, что отчасти сама Россия провоцирует Азербайджан на занятие более жесткой ценовой позиции. Во-первых, чрезмерным удлинением срока аренды до 25 лет, что грозит превратить РЛС в долгосрочную "головную боль" для Азербайджана, изначально относящегося к присутствию данного иностранного военного объекта на своей территории весьма отрицательно. Во-вторых, изменениями своих планов и намерений относительно будущего Габалинской РЛС. По имеющейся информации Москва планирует в случае успеха переговоров модернизировать Габалинскую РЛС и расширить ее назначение с тем, чтобы превратить станцию в элемент, противостоящий системе ПРО, которую США создают в Европе. А это, безусловно, не отвечает стратегическим интересам ни самого Азербайджана, ни его западных партнеров. Также Россия не скрывает намерений относительно того, чтобы новый построенный объект принадлежал ей, что неприемлемо для Баку и противоречит национальным интересам Азербайджана.

В какой степени обоснованно требование Азербайджаном от России 300 миллионов долларов в год арендной платы за Габалинскую РЛС? С учетом целого ряда факторов это требование официального Баку имеет под собой реальные основания. Помимо прямолинейной, но здравой логики любого собственника - тебе это надо, так плати, - в пользу позиции Баку работают и многие факторы политической и экономической конъюнктуры, а также соображения экологии и фактор общественного мнения.

Отметим также, что Габалинская РЛС расположена в живописной курортной зоне Азербайджана и существуют конкретные планы о превращении этого района в привлекательный туристический центр не только Азербайджана, но и всего региона. По средним подсчетам, в Габалинском районе, независимо от расположения, цена одной сотки земли составляет в среднем 3000 долларов. Поскольку Габалинская РЛС занимает территорию в 250 гектаров, то по рыночной стоимости земли, в год это составит 750 миллионов долларов - в 2,5 раза превышающую сумму, которую затребовал Баку.

Другой вопрос связан с колоссальным вредом, который Габалинская РЛС наносит окружающей среде и здоровью проживающего в этом районе населения. Эксперты считают, что даже при работе станции на минимальной мощности радиационный фон на окружающей территории превышает норму. Поэтому никакие деньги не могут служить оправданием для использования объекта, представляющего угрозу здоровью людей. Значит, или станция должна быть демонтирована, или же ее негативное воздействие на здоровье людей и экологию должно быть минимизировано до безопасной степени.

В целом, резким повышением арендной платы Азербайджан исходит из своих суверенных прав и национальных интересов, стараясь учесть все факторы и риски. В том числе и единодушное мнение общественности страны, выступающей против продления срока аренды Габалинской РЛС, дающей Москве основание сохранять в Азербайджане свое военное присутствие. В вопросе Габалинской РЛС официальный Баку вынужден считаться с общественным мнением Азербайджана, считающего по всем позициям неприемлемым существование российского стратегического военного объекта на территории страны и выступающего однозначно против продления срока аренды - даже при 40-кратном увеличении арендной платы.

Жесткая ценовая позиция официального Баку в вопросе продления срока аренды Габалинской РЛС обусловлена, конечно же, не только экономическими, экологическими и "патриотическими" аргументами, а является, безусловно, полимотивированной политической позицией, в которой, как в лакмусовой бумажке, преломлены многие актуальные проблемы российско-азербайджанских отношений, а также некоторые глобальные и региональные конъюнктурные моменты.

Разумеется, тот факт, что Кремль в течение долгого времени не оправдывает ожиданий Азербайджана в разрешении нагорно-карабахской проблемы и, прежде всего, в освобождении оккупированных Арменией территорий, оказывает немаловажное влияние на позицию Баку в вопросе Габалинской РЛС. Но не только это. Баку недоволен тем, что Россия целеустремленно и последовательно блокирует или норовит блокировать все альтернативные энергетические и коммуникационные проекты, направленные на реализацию южного коридора (в частности, активно продвигаемого транскаспийского газопровода).

Баку также обеспокоен активно педалируемой идеей новоизбранного президента Путина о создании Евразийского Союза, могущего со временем трансформироваться в нечто подобное СССР, и в этой связи сохранение Габалинской РЛС в прежнем или ином российском формате таит реальные угрозы суверенитету страны.

Нет сомнений, что жесткая позиция официального Баку по Габалинской РЛС согласована по ряду позиций с основными западными партнерами страны - с США, Турцией, НАТО, ЕС и учитывает не только собственные, но и их сиюминутные и долгосрочные интересы.

Избрание Путина президентом мало что меняет в стратегии переговоров по данному вопросу. Ведь по большому счету Путин не вернулся - он фактически и был у власти. Баку вынужден завышать планку арендной платы - во-первых, в надежде на постепенный отказ и бесконфликтный уход России, во-вторых- с целью частично компенсировать военно-политические, экологические, социальные и пр. угрозы связанные с функционированием данного объекта. Хотя, официальному Баку следовало бы подстраховаться не только ценовыми, но и иными требованиями - минимизацией срока аренды (скажем на 3 или 5 лет), конкретизацией статуса и характера функционирования объекта, усилением своего контроля и участия в работе РЛС и т.д.

Что же касается распространенных политических спекуляций относительно возможности перехода Габалинской РЛС в руки США и НАТО или использования данного фактора против Ирана, то это вряд ли отвечает собственным интересам Азербайджана и стратегии национальной безопасности страны. С политико-правовой точки зрения Азербайджан как собственник данного объекта вправе распоряжаться им так, как он того пожелает и любые варианты дальнейшего использования РЛС могут стать предметом конкретного обсуждения. Но нет сомнений, что Россия в случае ухода заберет с собой все аппаратное и прочее имущество объекта, приведя его в абсолютно нерабочее состояние и по этой причине, вряд ли останки РЛС будут представлять особый интерес для США и НАТО.

В связи же с Ираном - вопрос столь глобален и актуален, что тягучие переговоры по статусу, срокам и стоимости аренды Габалинской РЛС, независимо от их результата, вряд ли способны значимо повлиять на развитие ситуации в этом направлении. Позиция самого Тегерана в этом вопросе ясна - он всегда против любых шагов Баку, направленных на усиление присутствия НАТО, США, ЕС, Израиля и даже Турции в Азербайджане. Впрочем, Баку в этом вопросе вряд ли будет особо считаться с возможной реакцией Тегерана. Так что, судьба переговоров по Габалинской РЛС - это, прежде всего, проблема российско-азербайджанских отношений, включающая широкий диапазон вопросов, представляющих особый интерес как для самих стран, так и для внешнего мира.