Заявление депутата Европейского парламента от Венгрии Белы Ковача о параллелях между Приднестровьем и Трансильванией, перспективах создания еврорегионов "Днестр" и "Трансильвания" и возможных решениях статусных вопросов ПМР и Трансильвании прокомментировал 12 марта для ИА REGNUM директор НИИ стратегического анализа и прогнозирования (Тирасполь) Илья Галинский.

В данном контексте, прежде всего, следует обратить внимание на проводимую властями Венгрии весьма активную наступательную внешнюю политику по защите прав и свобод венгров, проживающих в соседних государствах. Прежде всего, в Сербии и Румынии. Например, в Сербии при содействии местных венгров и поддержке официальных властей Венгрии вот уже два года как реализуется проект под названием "статут полунезависимости", благодаря чему автономный край Воеводина практически превратился в государство в государстве с очень большим набором компетенций и полномочий. Более того, этого набора компетенций уже мало для руководящей верхушки края, и она требует создания Сербской федерации с двумя равноправными республиками: Сербией и Воеводиной, а там уже и рукой подать до повторения сценария Черногории с образованием полноценно независимого государства.

Видимо, нечто подобное, правящий класс Венгрии пытается со временем реализовать и в Румынии, поддерживая и отчасти инициируя движение местных венгров Трансильвании (Секуйского края) к автономизации и самостоятельности. Так, совсем недавно премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, направив приветствие учредительному съезду Народной партии венгров Трансильвании, фактически поддержал программное требование партии - предоставление Трансильвании специального самоуправления. Именно в этом ряду следует нам рассматривать заявление депутата Европарламента от Венгрии Белы Ковача о желательности образования в рамках Евросоюза автономной Трансильвании, вместо венгерского еврорегиона "Трансильвания".

Что же касается его аналогичного предложения в отношении Приднестровья, то здесь все далеко не так просто. Разумеется, мы, как реалисты, возможное вхождение Приднестровья в еврорегион "Днестр" должны тщательно проанализировать как в экономическом, так и в политическом аспектах. Чтобы не получилось так, что в погоне за экономической выгодой мы пропустим сокрушительный политический удар по фундаменту приднестровской государственности. И конечно же, по этому вопросу, прежде всего, должно быть принято ответственное государственное решение. Иначе говоря, необходимо получить четкое понимание того, что мы можем получить, а что потерять. С другой стороны, контекст заявления Белы Ковача - "в рамках Европейского Союза" требует уточнения и расшифровки. Что значит автономия в рамках Европейского Союза. Совершенно очевидно, что автономия Приднестровья в составе унитарной Республики Молдова в рамках ЕС, и автономия Приднестровья, собственно, в составе ЕС, это две принципиально разные реальности. Вспоминается, как в середине 90-х годов прошлого века, находясь в группе представителей "непризнанных" государств с ознакомительной поездкой на Аландских островах в Финляндии, один из народных депутатов Нагорного Карабаха, полемизируя с представителем Финляндии пояснил, что если бы Нагорному Карабаху предложили автономию в составе Финляндии, то население Нагорного Карабаха, скорее всего, согласилось бы с такой перспективой. Но, продолжил он - Азербайджан - это не Финляндия, и этим все сказано. Продолжая эту мысль, позволим себе предположить, что "автономный регион Нагорный Карабах" (если политически такое вообще возможно) в составе Европейского Союза, устроил бы карабахскую сторону еще в большей степени. Аналогичную оценку, видимо, можно было бы ожидать и от приднестровской стороны.

Наконец, никак нельзя не обратить внимание, пожалуй, на самый главный аргумент в нашей позиции. Почему-то все сегодняшние оппоненты приднестровского независимого государства "забывают" такую "мелочь", как 22-летнее независимое существование и развитие Приднестровской Молдавской Республики вне государственных границ Республики Молдова, вне ее конституционно-правого поля. Трансильвания, Воеводина, Шотландия, Квебек, Фландрия и др. - это на данный момент составные части государств, в которых они находятся. Поэтому - их требования по предоставлению или расширению уже имеющихся полномочий, как и выхода из состава своих государств - совершенно не стыкуются с сегодняшними потребностями приднестровского государства. Приднестровье уже два десятилетия имеет в своем государственном "запасе" все то, за что его народ проголосовал на всенародных референдумах, как в 1990-91-х годах, так и в 2006 году. Поэтому попытки различных европейских политиков нивелировать реальные государственные константы Приднестровья и предложить ему что-то вроде "детских штанишек" вместо элитного "костюма для молодого человека" заведомо неконструктивны и будут отвергнуты приднестровским народом.