В понедельник, 5 марта, аккурат после выборов нового президента России, рейтинговое агентство Fitch оценило предвыборные обещания Владимира Путина в 160 млрд. долларов (4,8 трлн. рублей). По оценкам экспертов, такой прогноз является достаточно консервативным. Однако даже эти расчёты позволили рейтинговому агентству предупредить, что увеличение государственных расходов на 8% от ВВП может привести к понижению рейтинга России.

Эксперты агентства отмечают, "что отсутствие прогресса в снижении ненефтегазового дефицита бюджета к докризисным 4,7% является одним из факторов, сдерживающих рейтинг России на уровне BBB. Сейчас высокие цены на нефть сглаживают отрицательное воздействие на российские государственные финансы. Но без ужесточения бюджетной политики, которая значительно снизит ненефтегазовый дефицит бюджета, тяжелое и устойчивое падение цен на нефть может оказать пагубное влияние на экономику России и, скорее всего, приведет к снижению рейтинга".

Предвыборное задабривание электората увеличило государственные расходы. Несырьевой, без учёта доходов от продажи углеводородов, дефицит бюджета вырос с 4,7% в 2010 году до 10% в 2011. Пока этот дефицит Россия покрывает за счёт высоких цен на нефть, которые после нового года стабильно держатся выше 110 долларов за баррель.

В этом году зависимость России от стоимости нефти снова возросла. Если прошлогодний бюджет верстался из расчёта цены нефти марки Urals 75 долларов за баррель, то бюджет-2012 был свёрстан из расчёта стоимости российской нефтяной смеси по 100 долларов за баррель. Бездефицитного же бюджета Россия может достигнуть только при среднегодовой цене на нефть 117 долларов.

Сейчас мировая конъюнктура благоприятствует России и позволяет надеяться на сохранение в этом году сбалансированного бюджета. Обострившаяся ситуация на Ближнем Востоке и намечающаяся там война способствует росту цен на углеводороды. В феврале среднегодовая цена нефти Urals составила 118,7 долларов, что выше рекордных показателей лета 2008 года. Но надо учитывать, что рост цен на нефть может негативно сказаться на темпах роста мировой экономики. В феврале в Европе упала деловая активность, понижены прогнозы по росту ВВП в Китае. В США эксперты предупреждают: стоимость бензина подошла к критической цене, 4 доллара за галлон, выше этой черты начинается сокращение потребительского спроса. Бесконечно долго нефть на рынке расти не может, неминуемо придёт коррекция, отскок вниз прогнозируется до уровней 70-75 долларов за баррель.

Чтобы поддержать рост российской экономики и выполнить свои предвыборные обещания, будущему президенту необходимо в срочном порядке изыскать новые источники финансирования бюджета. Прежде всего, придётся обратить внимание на сам бюджет. Многие госпрограммы, по мировым расценкам, слишком дороги, можно привести самый распространённый пример - стоимость российских дорог. На эту "беду" уже неоднократно обращали внимание президент, премьер-министр, Счётная палата и общественность, однако воз и ныне там. По оценкам Всемирного банка, расходы на содержание километра российских дорог составляет 8,03 тыс. евро. Для сравнения, в Финляндии, где качество дорог гораздо выше российских, затраты на содержание одного километра дороги составляет 3,5 тыс. евро. То же самое можно сказать почти обо всех крупных государственных программах или проектах.

Объяснить такие завышенные цены можно по-разному: плохой инфраструктурой, низким уровнем производительности труда и так далее. Но есть этому более точное объяснение - воровство.

За прошлый год из страны было выведено 84 млрд. долларов или 2,5 трлн. рублей. Часть этих денег выводилась из-за негативных внешних факторов, основным был кризис ликвидности, поразивший европейскую экономику. Иностранные банки и инвесторы вывели примерно около 1,5 трлн. рублей. Те же самые процессы наблюдались и в других странах БРИКС. Только за последний квартал прошлого года из Китая было выведено почти 100 млрд. долларов.

Однако уже в январе в Китае был зафиксирован положительный приток инвестиций, почти равный выведенному в четвертом квартале 2011 года капиталу. В России же продолжился отток капитала, за январь он составил, по оценкам министерства экономического развития,17 млрд. долларов, по расчётам Центрального банка России, 11 млрд. долларов.

Как заявил 16 февраля первый вице-премьер Виктор Зубков, в прошлом году из России было незаконно выведено капитала на сумму, почти равную 4% отечественного ВВП. Около 1 трлн. рублей, осевших во всевозможных оффшорах, было выведено через фирмы-однодневки. Ещё 1 трлн. был незаконно обналичен и просто исчез из российской экономики, впоследствии оказавшись в тех же оффшорах. Как показали исследования Центрального банка и Росфинмониторинга, львиная доля национального капитала выводилась из компаний с государственным участием, сферы ЖКХ, ТЭК, госстроительства и оборонного комплекса. Точную сумму теневого вывода денег за прошлый год подсчитать сложно, эксперты называют цифру в районе 2-2,5 трлн. рублей, что является, согласно расчётам Fitch, половиной необходимой Путину суммы для выполнения его предвыборных обещаний. По существу эти деньги были украдены чиновниками.

Государственный аппарат не просто высасывает ресурсы на своё содержание из государства, он обворовывает государство. 20 декабря прошлого года Путин, призвав бороться с "наследием дикой приватизации", дал поручение проверить госчиновников и госкорпорации на их связь с оффшорами. "Вывод национальной экономики, ее стратегических отраслей из оффшорной тени - наша приоритетная задача на ближайший период", - заявил будущий президент России.

Для борьбы с коррупцией Путин не собирается изобретать велосипед, он хочет воспользоваться зарубежной практикой, ужесточить уголовное законодательство и сделать работу госкорпораций и госаппарата более прозрачной. Но как показывает история, в России этих мер явно будет недостаточно. Необходима серьёзная реформа аппарата государственного управления. Чиновников в России, вопреки расхожему мнению, не больше, а даже меньше чем в странах запада. Однако малоэффективные, погрязшие в коррупции бюрократы стали для современной России столь же ненавистны, как олигархи 1990-х годов, с которыми Путин смог справиться.

От того как Путин сможет разобраться с чиновниками и перестроить госаппарат, зависит, сможет ли он выполнить свои предвыборные обещания. Сейчас Путину сделать это легко, ведь чиновники-коррупционеры, словно крысы, бегущие с тонущего корабля, предали его, выводя капиталы за рубеж в выборный год.

Реформа госаппарата приведёт не только к сохранению государственных денег, но будет способствовать улучшению инвестиционного климата. Бизнес, избавившись от коррупционной составляющей, сможет больше инвестировать в экономику, тем самым снижая зависимость страны от импорта нефти.