Международный женский день 8 марта - праздник, который не очень-то известен в мировом масштабе, зато по-прежнему крайне уважаем многими из тех, кто жил когда-то в СССР. Это относится не только к России, но и к Латвии, где почитатели сей даты в свое время проделали большую работу, дабы вернуть ей праздничное достоинство. Это дает повод рассмотреть ситуацию детальней - а как в Латвии вообще обстоит дело с бывшими советскими праздниками? Помнят ли их, отмечают, или они давно покрылись пылью забвения?

Страна круглогодичной скорби

В современной Латвии всенародных праздников не так уж и много - особенно, если учитывать серьезный раскол, наблюдаемый нынче между латышской и русскоязычной общинами. В связи с этим, нельзя сказать, что День независимости и День Лачплесиса (аналогичный российскому Дню защитника отечества), на государственном уровне отмечаемые, соответственно, каждое 18-е и 11-е ноября, пользуются популярностью у абсолютно всего населения. Помимо них, в государственном календаре полным-полно разнообразных "дней памяти" и "траурных дат": День памяти защитников баррикад 1991 года, День памяти жертв коммунистического геноцида, День памяти жертв Второй мировой войны, второй День памяти жертв коммунистического геноцида, День оккупации Латвийской Республики, День памяти героев Цесисской битвы 1919 года, День памяти жертв геноцида евреев, День памяти борцов за свободу Латвии, День памяти жертв сталинизма и нацизма, День памяти жертв геноцида тоталитарного коммунистического режима, направленного против латышского народа. Впору круглый год держать наготове государственный флаг с траурной лентой, ходить только в черном, ежедневно скорбить и каяться...

Но как быть тем, кто охоч до дат, действительно достойных того, чтобы искренне поздравить с их наступлением друзей и родичей, а то и торжественно поднять стопку, сопровождая ее опрокидывание прочувствованным словом? Есть, конечно, летний праздник Лиго (23 и 24 июня), идущий из глубины веков, а потому и подлинно народный. Он одинаково значим как для латышей, так и для местных русских, давно уже воспринимающих его в качестве своего "родного". Прихода Лиго ожидают и стар и млад, предвкушая как будут всю ночь пировать вкруг горящих костров с коронами из дубовых листьев на голове, с полными кружками доброго пенящегося латвийского пивца в руках. Лиго свято чтится даже на чужбине, в какой-нибудь Ирландии, где многочисленные колонии латвийских мигрантов своими ночными похмельными песнями пугают туземных эльфов и фей...

Но одних лишь Лиго с Рождеством и Новым годом явно маловато. И тут у местных жителей есть повод для зависти к соседям-россиянам, к услугам которых множество праздничных дат на любой вкус. Поэтому, неудивительно, что у значительного числа латвийцев немалой популярностью пользуются праздники, давно уже не являющиеся официальными, и оставшиеся в качестве реликтов "доисторических" советских времен. Нередко, что само первоначальное значение и история этих праздников давно уже потерялись в пучинах Леты, но они по-прежнему отмечаются в весьма широких масштабах.

Один из наиболее ярких примеров здесь - 23 февраля. В качестве праздника Советской Армии он продолжает отмечаться лишь определенным количеством мужчин в возрасте - главным образом из числа тех, кто сам успел послужить в СА. Зато он получил новое значение - просто как день всех мужчин, безотносительно их возраста и факта службы в вооруженных силах. В этот день женская часть населения (в основном, конечно, русскоязычная) поздравляет своих мужей, отцов, сыновей, братьев, бойфрендов, друзей или просто коллег по работе - вручая им открытки с поздравлениями и подарки. Женщины знают, что пройдет всего пара недель, и уже они сами будут принимать подарки, цветы, шампанское и поздравления - приближается Международный женский день.

8 марта как объединительная идея

Статистика, как известно, знает все. И она гласит, что 8 марта отмечает почти половина жителей Латвии - причем популярность праздника понемногу растет. В этот день в цветочных магазинах выстраиваются длинные очереди, резко растет спрос на сладости, игристые вина и цветы. Если сие означает повышение уровня галантности латвийских мужчин и их растущее благоговение перед прекрасным полом, то такое можно лишь приветствовать. Хотя было время, когда Международный женский день был вычеркнут из числа официально отмечаемых латвийских праздников и предан анафеме - как "наследие оккупации". И в течение многих лет оппозиционные фракции в Сейме долго и упорно пытались "легализовать" 8 марта на государственном уровне. И, наконец, после долгой борьбы большинство капитулировало - 26 апреля 2007 года Сейм большинством голосов принял поправку к закону "О праздничных, памятных и отмечаемых днях". Согласно ей, 8 марта стал в Латвии официально отмечаемым днем. То есть, государство признало, что "женская дата" является всенародным праздником - и не только для русских, но и в латышской среде. Недаром в этот день улицы латвийских городов соответствующим образом украшаются. Например, в этом году мартовская Рига оказалась увешана плакатами, посвященными Женскому дню. Данные плакаты, создающее весеннее настроение в городе, размещены на стендах большого формата в историческом центре столицы, на остановках общественного транспорта, на трехсторонних рекламных тумбах - как в центре города, так и в микрорайонах, на многих мостах и путепроводах. На праздничное оформление города к 8 марта из муниципального бюджета было выделено 11 тысяч латов.

Кстати, в этом году накануне 8 марта в республике провели занятный социологический опрос. Как показали его результаты, у 46% жителей Латвии эта дата ассоциируется, в первую очередь, с преподнесением цветов женщинам. В свою очередь, 23% опрошенных считают, что 8 марта должно снова стать выходным днем. Для 11% опрошенных эта дата - всего лишь обычный день, для 10% - праздник советской эпохи, и лишь 5% воспринимают его в изначальном смысле - как день борьбы за права женщин. Более того, есть даже мнение, что именно 8 марта могло бы послужить реальным сплачивающим фактором в раздираемом противоречиями государстве. Об этом заявил по телевидению известный политолог Филипп Раевский: "Может быть, 8 марта надо сделать выходным днем, это объединит общество. Я считаю, что это было бы очень хорошо". По словам политолога, такой вариант понравился бы как русскоязычной, так и латышской части населения: "Вы мне покажите женщин, которые не поддерживают, чтобы им дарили цветы и поздравляли".

Далее, если продолжать перечисление "старых праздников", то некоторой популярностью продолжает пользоваться День космонавтики 12 апреля - хотя он и носит более "домашний" характер. Естественно, помнят его, главным образом, русскоязычные. Дата используется в качестве отличного повода лишний раз "остограмиться", попутно вспоминая о бессмертном подвиге Гагарина: "Ну, за Юрий Алексеича! За покорение космических пространств!!"

А вот 1 мая почти потерял свое былое значение - хотя разные политические и общественные организации, позиционирующие себя в качестве "левых", пытаются использовать данную дату для самопиара. В этот день они проводят относительно небольшие митинги, встречи, концерты и прочие мероприятия. Однако, эти достаточно хилые всплески энтузиазма невозможно сравнить с поистине всенародными гуляниями, происходящими 9 мая.

9 мая как "антигосударственное" мероприятие

Именно День Победы в настоящее время является, пожалуй, главным из неофициальных праздников, массово отмечающихся в Латвии. Да, празднуют его, главным образом, русскоязычные. Но делают они это с редкой слаженностью и воодушевлением. Для них 9 мая - едва ли не главная возможность продемонстрировать свою численность и свои идеалы. Колонны мужчин всех возрастов - от согбенных ветеранов, до мальчишек - маршируют по улицам. Причем, среди них немало именно представителей молодого и совсем юного поколений, отмечающих общий праздник вместе со своими отцами, дедами и прадедами. Люди повсеместно украшают свою одежду или автомобили георгиевскими ленточками. Гремят песни военных лет, читаются стихи, подножия памятников советским воинам и могилы павших освободителей буквально утопают в цветах. Организуется огромное количество праздничных мероприятий для ветеранов - концерты, киносеансы, поездки, встречи, раздачи подарков.

Естественно, многих националистов такой размах празднования нешуточно пугает. Неоднократно в Сейме велись разговоры насчет того, что 9 мая нужно как-то "ограничить". Показательным в этом плане стало заседание парламентской подкомиссии по патриотическому воспитанию, возглавляемой лидером Национального Союза Райвисом Дзинтарсом - состоявшееся 7 марта 2012 года. В его ходе обсуждались проблемы образования и патриотического воспитания в школах нацменьшинств. При этом, Райвис Дзинтарс особо отметил, что его очень беспокоит наплыв молодых людей у рижского Памятника Освободителям 9-го мая. Он напомнил, что и на референдуме о втором государственном языке также голосовало много молодежи. Дзинтарс сказал, что объясняет участие молодежи в таких антигосударственных мероприятиях, как референдум и празднование Дня Победы недостаточным патриотическим воспитанием в школах. Участники заседания предложили отслеживать тех школьников, которые посещают памятник 9 мая и наказывать за это их преподавателей. Правда, присутствовавший руководитель Государственный службы качества образования Айвар Станкевич указал, что такое сложно осуществить - поскольку речь идет о личном желании школьника, имеющего право посещать памятник в свободное время.

Одним словом, неудивительно, что парламент всякий раз отклоняет предложение сделать День Победы официально отмечаемым. Впрочем, разумеется, на размах празднования данный факт никак не повлияет. А ведь был период в начале 90-х, когда кроме ветеранов в День Победы к некогда Вечным огням (ныне включаемым лишь в этот самый день 9 мая) приходили по несколько десятков человек, не более. Казалось, еще пара лет, и эту дату в Латвии отмечать не будут. И вдруг молодежь пошла в одном строю с ветеранами - с каждым годом все больше. Налицо яркий пример, как русскую общину буквально заставили осознать собственную историю. Недаром, День Победы сейчас настолько популярен. Даже в России, этот праздник не отмечается с таким воодушевлением. Ведь латвийские русские идут к памятникам павших в Великую Отечественную отнюдь не потому, что начальство велело - а потому, что, напротив, велено не ходить. Кстати, в дополнение к 9 мая достаточно широко празднуются и дни освобождения латвийских городов (особенно в Латгалии) от немецко-фашистских захватчиков, приходящиеся, в большинстве своем, на июнь-август.

Известной популярностью пользуется также День ВДВ, отмечаемый, как известно, 2 августа. В Латвии до сих пор живет на удивление много крепких, седоватых мужчин, когда-то носивших тельняшки десантников. Немало из них, кстати, выбились в верхи общества, стали депутатами или бизнесменами, однако по-прежнему помнят о былом десантном братстве. Поэтому и День ВДВ до сих пор отмечается ими достаточно широко - и отнюдь не только при помощи организации полузакрытых мероприятий "для своих". В докризисное время сия дата вообще нередко использовалась в Даугавпилсе и Риге для того, чтобы устроить разного рода мероприятия "для народа" - развлекательные или спортивные (особенно пользовались популярностью показательные групповые парашютные прыжки ветеранов-десантников). Власти смотрели на не отвечающие нынешним идеологическим стандартам гульбища суровых мужчин сквозь пальцы, а возмущались лишь националисты - впрочем, предпочитая держать безопасную дистанцию...

Наконец, 7 ноября. А вот он почти что окончательно зачах. В течение последних лет мало кто (за исключением закоренелых коммунистов) вспоминал о некогда главном празднике, отмечавшемся на одной шестой мировой суши. Уже и далеко не все школьники знают, что в ночь с 7 на 8 ноября по новому стилю 1917 года в Петрограде произошло восстание, приведшее к смене режима в России. Мало кто из них помнит, что тогда выстрелил стоявший на невском причале крейсер "Аврора", что вооруженные рабочие, солдаты и матросы захватили почту, телефон, телеграф и Зимний дворец, что они свергли Временное Правительство и провозгласили советскую власть, которая потом просуществовала семьдесят с лишним лет. Все это удалилось для молодежи в седую, и потому мало актуальную старину...