В ходе встречи с жителями Лубанского края, который президент Латвии Андрис Берзиньш посетил 6 марта, глава Латвийского государства сделал ряд заявлений, касающихся, в частности, вопроса повышения пенсионного возраста, увеличения полномочий самоуправлений, репатриации проживающих в Сибири российских латышей и исторической роли латышского легиона, сообщили сегодня, 7 марта, корреспонденту ИА REGNUM в Канцелярии президента.

Берзиньш высказался в поддержку шагов министерства благосостояния в направлении повышения пенсионного возраста, хотя и признал, что на этот вопрос нет простого и правильного ответа: "С одной стороны, растет безработица среди молодежи, и повышение пенсионного возраста только обостряет эту проблему. С другой стороны, если мы ничего не изменим в пенсионной системе, то людям, которые выйдут на пенсию через 15 лет не из чего будет платить пенсию. Таким образом действия Минблага в настоящий момент - объективно логичный шаг. К сожалению, по-человечески это трудно понять".

Президент также распространился на тему проблем латвийского села: "Латвии не станет, если мы не сохраним село. Останется несколько крупных городов и больше ничего. Поэтому без отлагательства нужно решить вопросы, чтобы на селе была работа, чтобы люди хотели жить в селе и растить здесь своих детей. Неважно откуда приходит человек. Важно, чего он хочет достичь и каковы его цели".

Балансируя между евроскептицизмом и патриотизмом населения латвийской провинции, Берзиньш назвал главным достижением Евросоюза его мирное развитие. Важнее всего сейчас удержать Евросоюз и сохранить независимость Латвии, заявил президент, не пояснив, как можно совместить эти противоречивые задачи.

Отвечая на вопрос, как государство может помочь вернуться из Сибири проживающим там латышам и до сих пор не сделавшим этого, Берзиньш сказал, что самоуправлениям следовало бы передать большие полномочия и возможности, в частности, в деле выкупа земли на своей территории. Если у самоуправлений было бы больше возможностей самостоятельно хозяйствовать, то им оказались доступнее большие ресурсы и возможности помочь репатриантам.

Между прочим кто-то из участников встречи поблагодарил Берзиньша за "позицию в разъяснении исторической правды о латышских легионерах".

Как сообщало ИА REGNUM, выступая 28 февраля в эфире телеканала LNT Берзиньш заявил, что жители Латвии, воевавшие в годы Второй мировой войны в рядах армии фашистской Германии, не являются преступниками. При этом Берзиньш не ответил прямо на неоднократно заданный ему вопрос, следует ли государству как-то особенно чтить память легионеров, сказав лишь, что "игнорировать не следует ничего". Почему нужно отрицать, что так много людей погибли о пожертвовали жизнью ради будущего Латвии, задал в свою очередь Берзиньш риторический вопрос, выразив уверенность в том, что легионеры в свое время шли сражаться за Латвию. В 1944 году латвийцев насильственно мобилизовали в армию фашистской Германии, поделился Берзиньш уже другой версией событий, отметив, что в 1950 году США отказались видеть в них военных преступников, да и в Советском Союзе этих людей впоследствии реабилитировали. "Считать их преступниками - это за пределами понимания. Вместо этого перед ними следует склонить голову", - сказал президент. По его словам, Латвии следует разъяснять ситуацию международному сообществу. При этом глава государства притворился, что не понимает причин недовольства антифашистски настроенной общественности Латвии. Из 50 тысяч легионеров осталось человек 500, средний возраст которых превышает 90 лет, подчеркнул президент. "Какая угроза может от них исходить?" - поинтересовался Берзиньш как бы забыв, что в мероприятиях 16 марта участвуют сотни неофашистски настроенных людей, которые используют трагедию латышского народа для того, чтобы под прикрытием патриотических лозунгов пропагандировать свои человеконенавистнические взгляды.

Отвечая на критику, которая посыпалась в адрес Берзиньша с разных сторон, Канцелярия президента в воскресенье, 4 марта, распространила заявление следующего содержания:

"Ответ тем, кто приравнивает мнение Президента Андриса Берзиньша о латышских легионерах к отношению к военным преступникам

Президент основал своё мнение о латышских легионерах на исторических фактах, которые подтверждают, что легион был сформирован по приказу нацистских оккупационных властей в 1943 году. По своей сути он никогда не был добровольческим и со стороны немецких оккупационных властей не считался гвардией сил СС.

Многие историки (например, канадский историк Х.Отто, Карлис Кангерис, Мирдза Кате Балтайс, А.Эзергайлис, Инесис Фелдманис и другие), которые работали над этим вопросом, считают, что связь латышского легиона с СС была формальной. Латышский легион был включен в силы Waffen SS по решению нацистских оккупационных властей. Это в 1950 году особым решением признали также США. Было бы уместно напомнить, что во время Нюрнбергского трибунала Союзники доверили бывшим латышским легионерам охранять главных нацистских военных преступников. Ни один офицер или солдат латышского легиона никогда не был членом нацистской партии.

Латышский легион в годы Второй мировой войны, как фронтовое подразделение, не участвовал в карательных экспедициях против гражданского населения и не совершал преступлений против человечества. Легион был создан как боевое подразделение и, в основном, сражался на Восточном фронте.

Не раз упомянутое карательное подразделение времён нацистской оккупации - "команду Арайса" - создали в 1941 году, когда войска Германии вторглись в Латвию. Это подразделение действительно совершило тяжкие преступления против гражданского населения, в том числе участвовало в преступлениях холокоста. В свою очередь латышский легион был сформирован в 1943 году. На заключительном этапе войны в 1944 году команду Арайса включили в легион. Но это никоим образом не свидетельствует, что латышский легион несёт ответственность за преступления команды Арайса. Таким образом, ставить знак равенства между этим карательным подразделением и всем латышским легионом как минимум некорректно.

Наконец, команда Арайса была включена в состав легиона по решению немецких оккупационных властей. Как свидетельствуют исследования историков, солдаты латышского легиона восприняли это со смешанными чувствами. В наши дни нет никаких оснований проводить параллели между латышским легионом и преступлениями специальной карательной команды, созданной в нацистское время.

Вторая мировая война закончилась 67 лет назад. Военные преступники нацистского режима осуждены. Поднятый сейчас ажиотаж вокруг латышского легиона следует оценивать как целенаправленную кампанию по унижению и очернению латвийского государства, которая не имеет никакого реального отношения к объективной оценке и пониманию истории.

Дополнительно следует напомнить о Гаагской конвенции 1907 года, которая запрещала оккупационным властям призывать в свои вооружённые силы жителей оккупированных государств. Поэтому Германия и назвала латышский легион добровольческим."