Минюст РФ намерен радикально реформировать систему наказаний, внедрив в том числе программы, помогающие бывшим арестантам устроиться на воле. Об этом заявила сегодня, 7 марта, член всероссийской ассоциации независимых наблюдателей за местами принудительного содержания и общественной наблюдательной комиссии по контролю за обеспечением прав человека в учреждения исполнения наказаний Калужской области Любовь Мосеева-Элье, передает корреспондент ИА REGNUM. Министерство юстиции Российской Федерации предлагает ввести в тюрьмах страны прописку. Арестантов на зоне будут регистрировать, как жильцов. Соответствующий законопроект вынесен на общественное обсуждение.

Развиваются и новые виды наказаний, отметила Мосеева-Элье. Например, в Уголовном кодексе появились принудительные работы. Осужденные будут трудиться в специальных исправительных центрах. В них, кстати, тоже появится прописка. Планируется ввести регистрацию осужденных по месту дислокации исправительных центров, а также в целом в казенных домах. Также тюремное ведомство намерено укреплять свои социальные службы, которые помогают арестантам организовать жизнь после освобождения.

Кроме того, как сообщалось на коллегии ведомства, планируется создать 721 учреждение нового вида с общим лимитом на 638 тысяч осужденных. В том числе появятся 58 тюрем особого режима, 180 тюрем усиленного режима, 210 тюрем общего режима для содержания мужчин и 55 тюрем общего режима для содержания осужденных женщин, 218 колоний с усиленным и обычным наблюдением. Для осужденных внедряются и так называемые социальные лифты, когда за хорошее поведение человеку смягчают условия. И наоборот. По замыслу авторов, такие подходы станут стимулом, чтобы задуматься о своей жизни, отметила правозащитница.

Российские учреждения исполнения наказания уже давно нуждались в обновлении, заявила Мосеева-Элье. Особенно ее беспокоит положение иностранцев в тюрьмах России. Почти 13% заключенных Калужской области сегодня составляют иностранные граждане, и эта цифра будет увеличиваться. Причиной тому приближение Москвы к границам калужского региона и расширение госпрограммы по привлечению соотечественников на постоянное место жительства в область.

Особое уязвимое положение у женщин-иностранок, находящихся под стражей на период следствия или отбывающих наказание. Заключенные-иностранцы в нашей стране, считает Любовь Мосеева-Элье, находятся в более тяжелом положении, чем россияне, оказавшиеся в местах принудительного содержания. Это касается и тех, кто заключен под стражу на период следствия и суда, и тех, кто отбывает наказание в виде лишения свободы. Степень изоляции иностранцев фактически во много раз выше, а таких людей за решеткой оказывается все больше, сказала правозащитница.

"Немалая проблема еще и в том, что иностранцы должны содержаться в специальных колониях. Такая колония есть в Мордовии. Но, представьте, на всю громадную Россию всего одна маленькая колония в Мордовии. Где есть переводчики, действительно. Где ты можешь говорить на своем языке. Где ты можешь писать на своем языке и разговаривать по территории России на своем языке. Но в эту колонию, все иностранцы просто не поместятся. Поэтому более 800 человек отбывают наказание, находятся на территории Калужской области. Специализированных колоний в Калужской области нет, иностранцы вынуждены находится в сообществе людей, говорящих только по-русски. Более того, к лишенным свободы иностранным гражданам очень редко приезжает кто-то на свидания. Из дальнего зарубежья могут приехать раз в несколько лет. Иностранцы практически не получают передач, посылок и бандеролей. Так же как нет у них и доступа к средствам массовой информации на родном языке", - сказала Мосеева-Элье.

"Хочется, чтобы на положение иностранных граждан обратили внимание депутаты Государственной думы России. Чтобы были, наконец, заключены двусторонние договоры об отбывании наказания в стране исхода, в стране гражданской принадлежности. Министерству юстиции следует найти возможность обеспечить систему исполнения наказаний переводчиками. Иностранцы-заключенные, изолированные в России от общества, порой лишаются права на удовлетворение своих базовых потребностей, а значит и на сохранение человеческого достоинства. В этой связи, я приветствую все положительные изменения, которые планирует Минюст и надеюсь, что проблемы этой группы заключенных найдут свое решение", - заключила Мосеева-Элье.